Лекция 23. Словообразование
Термин словообразование имеет два значения. 1. Образование слов при помощи имеющихся в языке способов, а также правил. Так, прилагательное общеевропейский образовано от сочетания слов общий и европейский путем сложения с использованием соединительной гласной е, существительное обновление — от глагола обновить с помощью суффикса -ени-е при чередовании конечного согласного основы — в — вл. 2. Раздел грамматики, в котором изучается процесс образования слов (наряду с морфологией, синтаксисом, изучающими другие языковые явления).
К термину словообразование в 1-м значении может быть приравнен термин деривация, если им называют процесс создания одних языковых единиц (дериватов) на базе других, которые принимаются за исходные. В простейшем случае имеется в виду распространение корня посредством аффиксации (дед — прадед, дедовский; стол — застолье) или словосложения (диван, кровать — диван-кровать). В более широком смысле термин "деривация" охватывает не только словообразование, но и словоизменение (склонение и спряжение).
Процесс образования слов
Новые слова (производные) образуются обычно от уже существующих, которые называются производящими. Так, производящими по отношению к производным валютник и двоевластие являются соответственно существительное валюта и сочетание две власти. Производящее слово в процессе словообразования может не изменяться и входить целиком в новообразование (анти- + инфляционный = антиинфляционный; пикет + -чик = пикетчик), а может изменяться, в частности сокращаться (например, при образовании существительного размежевание в производящем глаголе размежеваться сокращаются конечные аффиксы -ть, -ся при образовании прилагательного разоруженческий в производящем существительном разоружение усекается часть суффикса, а также окончание). Следовательно, производящее слово выступает в производном в виде производящей основы. Производящая основа — это та часть производящего слова, которая выступает при словообразовании в составе производного, обычно в сокращенном виде.
Сокращаться могут: а) окончания (экономика + -еск-ий — экономический; теневой + -ик = теневик), б) суффиксы — или полностью (улыбаться + -к-а = улыбка; колдовать + -ун = колдун; сладкий + -ость = сладость), или частично (управление + -ец = управленец; проектировать + -щик = проектировщик), в) корни (бороться + -б-а = борьба; колоть + -ун = колун), г) любые части производящего слова, в том числе одновременно корни, приставки, суффиксы, окончания, за исключением первого звука или буквы (НХЛ — Национальная хоккейная лига; бомж — без определенного места жительства). Такое сокращение производящих основ называется усечением. Особый тип усечения основ представляет собой сокращение (эллипсис) производящих основ, в роли которых выступают словосочетания: холостой мужчина — холостяк, студент заочного отделения — заочник.
Близко к усечению стоит явление наложения морфем, когда одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга: коричневый + -еват(ый) = коричневатый.
В противоположность усечению и наложению при словообразовании иногда наблюдается явление наращения производящих основ: кофе — кофейный, лить — ливень, жать — жатка.
В производящем слове в процессе словообразования могут происходить и другие изменения, например чередования звуков (перестройка — перестроечный, стачка — стачечный), добавление аффикса (частная собственность — частнособственнический).
Термин "производящая основа" в определенной степени условен: 1) определение "производящая" отнюдь не является признанием того, что все слова производятся заново при речевом общении, а не используются, как правило, уже в готовом виде. Оно отмечает лишь тот факт, что соответствующая основа выступала или может выступать начальным, отправным компонентом при производстве слов; 2) понятие "основа" охватывает в данном случае различные по своему характеру единицы (одночленные, например перестройка, и многочленные, например частная собственность).
Понятиям "производящее слово" и "производящая основа" близки, но не тождественны понятия "мотивирующее слово" и "мотивирующая основа". Мотивирующее слово — это, с одной стороны, то же, что производящее слово, от которого реально образовано данное производное. Так, значение существительного вымогательство объясняет то, что оно образовано от существительного вымогатель, которое, будучи производящим, является и мотивирующим. С другой стороны, мотивирующим называют слово, которое реально, с исторической точки зрения, не выступало в качестве производящего, но воспринимается в настоящее время в качестве такового. Например, исторически производное вожатый образовано при помощи суффикса -тай от глагола вожати, ушедшего из языка. В настоящее время оно соотносится с глаголом водить (вожу) и выделяет суффикс -ат(ый), формально совпадающий с соответствующим суффиксом прилагательных, который, впрочем, сочетается только с существительными (бород-атый, волос-атый). Глагол водить в данном случае и выступает в роли мотивирующего слова. А та часть мотивирующего слова, которая выделяется в производном (в данном случае вож-атый), называется мотивирующей основой.
Следовательно, мотивированное слово — это производное слово, значение которого можно объяснить (мотивировать) с помощью однокоренного слова, более простого по составу. Например: вымогатель — тот, кто вымогает; реинвестиция — вторичная инвестиция, командный — связанный с командой. Отсюда мотивированная основа — это основа мотивированного слова. Например: в прилагательном командный мотивированная основа команда, в существительном реинвестиция — реинвести-циj-а. Мотивированная основа в существительном вымогатель равна всему мотивированному слову.
Многие производные могут соотноситься семантически не с одним производящим словом, а с двумя и даже тремя производящими словами. Например, названия регионов (типа Новгородчина, Полтавщина), связанные с какими-либо административными центрами (Новгород, Полтава), могут пониматься как образованные от наименования этих центров и от составных наименований соответствующих областей (Новгородская область, Полтавская область). Названия мяса животных типа баранина, оленина можно рассматривать как производные от названий этих животных — баран, олень и от словосочетаний типа баранье мясо, оленье мясо. Существительное недогруз семантически соотносится с существительными груз и недогрузка и с глаголами недогрузить, недогружать. Существительное недоплата может показаться мотивированным тремя производящими словами: плата, доплата, доплатить. Это явление называется множественностью мотивации.
Производящие слова сочетаются большей частью с тем или иным аффиксом в зависимости от того, к какой части речи они принадлежат. Так, только к производящим существительным присоединяются суффиксы -изм (дарвинизм: Дарвин),-ист (дарвинист:Дарвин), -ович (Иванович: Иван), -онок (мышонок: мышь) и т.д. Только глаголы сочетаются с суффиксами -тель (строитель: строить), -ени-е (разукрупнение: разукрупнить) и т.д. Производящие слова могут определять и грамматические свойства производных. Например, существительные ж.р. присоединяют суффиксы -к -а, -иц -а с уменьшительно-ласкательным значением и тем самым программируют род производных: голова — головка, кожа — кожица. Существительные м.р. присоединяют суффиксы -ик, -ок и тем самым тоже определяют род производных: нос — носик, язык — язычок. То же самое можно сказать о существительных ср.р., требующих после себя постановки суффиксов -ышк -о, -иц -е, -ец -о: перо — перышко, платье — платьице, пальто — пальтецо.
В русском языке все более развивается явление, называемое соотносительностью аффиксов. Оно состоит, например, в том, что конечный суффикс производящего слова обусловливает употребление определенного суффикса в производном и тем самым оформляет семантическую соотнесенность этих слов. Можно указать на два вида соотносительности суффиксов: параллельную и последовательную. При параллельной соотносительности суффиксов они присоединяются к одной и той же производящей основе (правозащитник и правозащитница от защитить права). При последовательной соотносительности суффикс, замыкающий производящую основу, сочетается непосредственно с коррелятивным суффиксом (учитель — учительница, воспитатель — воспитательница).
Знание соотносительности суффиксов помогает понять значение соотносящихся по значению слов и избавляет от ошибок в словообразовании или в словоупотреблении типа председательша, председателъ-ка, относящихся к разговорно-бытовой сфере.
Если производящие слова обусловливают выбор последующих суффиксов, то последние в свою очередь программируют в производном определенную систему окончаний. Так, -ин -а обусловливает систему окончаний 1-го склонения (курятина, -ны, -ну и т.д.); -ец — систему окончаний 2-го склонения (петербуржец, -жца, -жцу и т.д.); -ость — систему окончаний 3-го склонения (скорость, -сти и т.д.).
Суффиксы часто помогают определить и ударение производных. Так, многие суффиксы существительных перетягивают на себя ударение во всех формах производного независимо от ударения соответствующих производящих слов: -ат-а, -ят-а, -онок, -енок (волк — волчонок — волчата, гусь — гусенок — гусята), -чанин, -чан-е (Англия — англичанин — англичане). Некоторые суффиксы перетягивают на себя ударение только в начальной форме слова (у существительных это И.п. ед.ч.), в остальных же формах передают ударение окончанию: -ок (игрок — игрока; каток — катка), -ун (говорун — говоруна; болтун — болтуна).
Немалая роль принадлежит суффиксам в формировании лексического значения производных. Это значение во многом складывается из лексического значения производящего слова и словообразовательного значения суффикса. Взаимодействие между этими значениями может быть прямолинейным и непрямолинейным. К прямолинейным относится такое взаимодействие значений производящего слова и суффикса, из которого непосредственно выводится значение производного слова. Так, суффикс -ниj-э обладает отвлеченным значением процесса. При взаимодействии со значением производящего глагола он образует существительное со значением того же процесса, но отвлеченного от действия конкретных лиц. Например: рисовать (я рисую, ты рисуешь) — рисование, резать (я режу, ты режешь) — резание. К непрямолинейным относится такое взаимодействие лексического значения производящего слова и словообразовательного значения суффикса, когда лексическое значение производного не выводится непосредственно из них: лыжник — тот, кто ходит на лыжах (а не тот, кто продает или покупает лыжи).
В современном русском языке все заметнее становится также специализация аффиксов, в том числе суффиксов, на обозначении узкого круга однородных предметов, понятий. Такими являются уже упоминавшиеся суффиксы: -uj, образующий названия химических элементов (курчатовий), -ит в названиях минералов (мур- манит) и др. В связи с увеличением количества специализированных аффиксов появляется больше возможностей предугадывать значение новообразований или "прочитывать" значение впервые встретившихся производных.
Завершает образование слова, его материальной части, присоединение к основе окончания. Окончание закрепляет частеречное значение производного, хотя главная функция в формировании этого значения принадлежит суффиксам. Так, суффиксы во многом предопределяют категориальную принадлежность существительных, однако именно окончания служат специальными показателями рода и одушевленности/неодушевленности. Например, некоторые нарицательные существительные могут служить в русском языке для называния лиц (цветок, любовь), и наоборот, некоторые одушевленные существительные используются и для называния предметов (москвич, спутник). При употреблении таких слов в В.п. выразителями их одушевленности или неодушевленности служат только окончания. Ср.: Вижу спутника (человека) и Вижу спутник (космический аппарат).
Окончания влияют также на акцентные особенности производных, перетягивая на себя ударение: широкий — широта, крутой — крутизна, письмо — письмецо и т.д.
Наконец, отметим, что совокупность однокоренных (родственных) слов, упорядоченная отношениями производности, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо начинает непроизводное слово, которое в то же время является производящим по отношению к ближайшим производным, те в свою очередь являются производящими по отношению к последующим производным и т.п. Например:
Слова, входящие в одно гнездо, имеют нечто общее в значении (сему), что заключено в корне.
Производящее и производное образуют словообразовательную пару: аренда — арендатор, арендатор — арендаторство и т.п. Последовательность таких пар, как бы нанизываемых одна на другую, образует словообразовательную цепочку. Производные от одного производящего, являющиеся частью словообразовательного гнезда (аренда: арендный, арендатор, арендизация, арендовать), называют словообразовательной парадигмой. Следовательно, словообразовательное гнездо — это и совокупность входящих в него словообразовательных парадигм. Поэтому некоторые лингвисты, например А. Н. Тихонов, словообразовательное гнездо считают единицей словообразовательной системы языка.