Следствие иллюзий
Современная школа и направляющая ее развитие педагогика в вопросах идеалов и ценностных ориентаций оказались на распутье. Причины понятны и объяснимы. Совершилась тихая, относительно спокойная революция, но от того, что не было стрельбы и разрухи, значение происшедших перемен в нашей жизни не умаляется. Просто жизнь повернула в другое русло, и сегодня ни причин, ни виновников перемен искать не нужно. Необходимо выстраивать идеалы в новой системе координат, тщательно отобрать все лучшее из прошлого, отказаться от ненужного, принять настоящее.
Начинать, думается, следует снизу, идти "от жизни". Кабинетные схемы тоже необходимы, но с ними мы часто попадаем впросак, поэтому присмотримся сначала к ценностным ориентациям современной молодежи. Возможно, это именно тот случай, когда устами младенца глаголет истина.
Проектируя воспитательный идеал, нельзя не обращать внимание на ценности, которые принимает нынешняя молодежь, на те идеалы, которые она считает значимыми для своего дальнейшего развития. Исследования выявляют довольно пеструю картину, большой диапазон расхождений по всем главным вопросам ценностей и идеалов. Вероятно, они правильно отражают истинное состояние: молодежь "раздергана", не однородна во взглядах, оценках, действиях. В связи с этим и разброс ценностей находится во всем возможном спектре – от примитивных до возвышенных.
Для понимания уровня сформированности идеалов и ценностных ориентаций воспользуемся схемой их образования и возникновения у подрастающего человека. Опросы показывают, что понятия "ценности", "идеалы" осознаются не всеми молодыми людьми. Многие не понимают их значения. От этого нам и следует отталкиваться, не обольщая себя заоблачными оценками уровня образованности. Для извлечения оценок ценностей и идеалов приходится упрощать понятия и снижать их до уровня представлений молодых людей. В опросах постоянно подтверждается, что молодые люди с аттестатами и дипломами не очень отличаются в этом вопросе от недипломированных сверстников.
Профессор Б. Битинас выделяет три системы ценностей: 1) трансцендентная (душа, бессмертие, вера, любовь, надежда, покаяние и т.п.); 2) социоцентрическая (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманизм, согласие и т.п.); 3) антропоцентрическая (самореализация, автономность, удовлетворение, польза, откровенность, индивидуальность).
Современные исследователи выделяют пять уровней сформированности сознания, связывая этот процесс с возрастом. Первый уровень развития сознания – эгоцентризм, характерный для ребенка, требующего от окружающих внимания, заботы, любви. Актуальными для него являются слова "Я", "Мне", "Я сам". При переходе на второй уровень возрастает значение заботы о ближайших родственниках. Для второго уровня сознания приоритетные ценности и потребности – это ценности и потребности семьи. Дальнейшее расширение сознания связано с жизнью в обществе, пониманием принадлежности к своему народу, нации, родине. Благодаря осознанию этого факта (что бывает не всегда) человек переходит на третий уровень – гражданской активности, патриотизма, национального самосознания. Его не перестают волновать семейные или личные ценности, но к ним прибавляются и новые. Следующий четвертый уровень – это уровень способности понимания других людей, осознание своей принадлежности к человечеству и того факта, что человечество – единый взаимосвязанный организм. Главным принципом, характерным для этого уровня, должно быть "золотое правило" Христа: не делай другим того, чего не желаешь себе. Высший уровень сознания человека характеризуется пониманием, что Вселенная – единый организм, а Земля – его часть. Высший Разум царит над всем. Из такого понимания проистекает отношение к жизни, самому себе.
Запишем уровни кратко:
Уровень 1: эгоцентрических ценностей, самоутверждения;
Уровень 2: семейных (родственных) ценностей;
Уровень 3: общественных, гражданских, национальных ценностей;
Уровень 4: общечеловеческих ценностей;
Уровень 5: универсальных ценностей (духовного, расширенного сознания).
По этим обобщенным характеристикам и будем анализировать ценностные ориентации современной молодежи.
Однако об этом после, а сейчас окунемся в недалекое прошлое. Небезынтересно сравнить ценности, которым отдавали предпочтение школьники 80-х гг. прошлого века с ценностями нынешней молодежи. Благодаря тому, что в Советском Союзе шло планомерное изучение этого вопроса, имеем возможности сравнить результаты научных исследований. В книге "Формирование личности старшеклассника" находим данные социологических опросов. Сделаем поправку на необходимое в то время корректирование результатов в сторону их улучшения. Тем не менее если хотя бы половина из них соответствует действительности, то сравнение прежних ценностей с нынешними не в нашу пользу. Оценка ценностей производилась по пятибалльной системе.
Каковы же направленность ценностных ориентаций (далее – ЦО) и их ОГЛАВЛЕНИЕ у юношей и девушек старших классов?
Юноши 9 класса в наибольшей степени ориентированы на "интересную работу" (4,86) и "хороших и верных друзей" (4,85). Среди ведущих ценностей, определяющих "ядро" их ЦО, отмечена "счастливая семейная жизнь" (4,72), "познание" (4,69), "здоровье" (4,67), "уверенность в себе" (4,64). Достаточно высоко оценивается "любовь" (4,57), "активная, деятельная жизнь" (4,56). Менее значимы для юношей "творчество" (4,18), "самостоятельность" (4,17) и "независимость" (4,06), "общественное признание" (4,01). Практически нет ориентации на "материальную обеспеченность" (3,90), "равенство" (3,79), "красоту" (3,69). На последнем месте по значимости оказывается "удовольствие" (3,20).
У девушек-девятиклассниц первые места отведены ценностям, связанным с "интересной работой" (4,86) и "счастливой семейной жизнью" (4,80). Лидирующее положение занимают также "хорошие и верные друзья" (4,66), "познание" (4,60), "любовь" (4,56) и "уверенность в себе" (4,31). Середину иерархической структуры ЦО у девушек занимают "красота" и "здоровье" (4,39), "самостоятельность" (4,34), "активная деятельная жизнь" (4,32). "Равенство" (4,18), "общественное признание" (4,15), "материальная обеспеченность" (4,07), "независимость" (4,01) и "удовольствие" (3,50) не являются, по мнению девушек, основными целями жизни человека.
В 10 классе происходят некоторые изменения в содержании структуры ЦО прежде всего у юношей, у которых ориентация на "интересную работу" уступает место ориентации на "хороших и верных друзей" (4,78) и "здоровье" (4,78). Лидируют также "активная деятельная жизнь" (4,62) и "любовь" (4,60). Ценность "интересная работа" (4,47) вместе с другими – "уверенность в себе" (4,46), "творчество" (4,38), "познание" (4,31), "счастливая семейная жизнь" (4,26) – занимают среднее положение в структуре ЦО юношей. Далее, как мало значимые, следуют: "независимость" и "самостоятельность" (4,18), "равенство" (4,10), "материальная обеспеченность" (4,00), "общественное признание" (3,90), "красота" (3,88), "удовольствие" (3,41).
В отличие от юношей у девушек-десятиклассниц ценности "интересная работа" (4,86) и "любовь" (4,86) – доминирующие. В качестве главных целей жизни у девушек определены "счастливая семейная жизнь" (4,80), "здоровье" (4,77) и "хорошие и верные друзья" (4,73). Середину иерархической структуры ЦО у девушек 10 класса составляют: "уверенность в себе" (4,60), "познание" (4,54), "активная деятельная жизнь" (4,40) и "материальная обеспеченность" (4,87). Остальные ценности не определяют жизненную позицию девушек-десятиклассниц.
Согласно полученным данным у юношей старших классов наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", "здоровье" и "активную деятельную жизнь", а девушки нацелены прежде всего на "интересную работу", "любовь" и "счастливую семейную
Каковы особенности ЦО у учащихся раннего юношеского возраста? Полученные данные позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности учащихся данного возраста. В общей иерархии абсолютно доминирует ценность "сохранение мира между народами" (как условное благополучие каждого). Она получила высший балл абсолютно у всех обследуемых школьников. Напротив, другая ценность – "жизненная мудрость" (зрелость и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) – никак не была оценена школьниками. Если сохранение мира между народами для всех советских учеников – абсолютная ценность, то жизненная опытность для учащихся даже старших классов не является личной ценностью.
Среди других ценностей по всей выборке максимальную оценку и, следовательно, абсолютное первое место занимает ценность "интересная работа" (средний балл 4,81). Кроме нее в основную группу ценностей, определяющих главную ориентацию школьников, входят "хорошие и верные друзья" (4,76), "здоровье" (4,73), "счастливая семейная жизнь" (4,71) и "любовь" как физическая и духовная близость с любимым человеком (4,68).
В середине иерархической системы находится большая группа ценностей, которые в глазах старшеклассников имеют существенное по сравнению с главными целями жизни значение: "уверенность в себе" (4,56), "познание" (4,55), "активная деятельная жизнь" (4,41), "самостоятельность" (4,33), "творчество" (4,20), "равенство" (4,18), "красота" как переживание прекрасного в природе и искусстве (4,13), "общественное признание" (4,11), "независимость" (4,10), "материальная обеспеченность", т.е. отсутствие материальных затруднений (4,08).
Последняя в структуре ЦО ценность "удовольствие" (много развлечений; жизнь, полная удовольствий, приятное проведение времени) набирает всего 3,55 балла.
По содержанию ценностных ориентаций учащихся разделили на два типа. Первый тип объединяет 17,1% учащихся (из всей выборки это 10%). В него входят в равном количестве ученики 9 и 10 классов, юноши и девушки. При определении содержания данного типа ценностных ориентации оказалось, что учащиеся имеют такую иерархию ценностей: "любовь" (5,00), "здоровье" (4,94), "хорошие и верные друзья" и "счастливая семейная жизнь" (4,94), "интересная работа" (4,83), "уверенность в себе" и "равенство" (4,60), "познание" (4,55), "самостоятельность" и "активная деятельная жизнь", "красота" (4,50), "независимость" (4,33), "творчество" (4,27), "общественное признание" (4,22). У них низкая ориентация на "материальную обеспеченность" (3,7) и "удовольствия" (3,55).
Второй тип ЦО имеют 21,5% школьников (14% из всей выборки). Наивысшую оценку здесь получила ценность "здоровье" (4,96). Высокие оценки даются также "хорошим и верным друзьям" (4,88), "материальной обеспеченности" (4,84), "любви" (4,76), "независимости" (4,72), "познанию" (4,68), "уверенности в себе" (4,64).
Менее значимыми ценностями для учащихся данной группы представляются "красота" (4,52), "активная деятельная жизнь" (4,48), "самостоятельность" (4,44), "удовольствия" (4,4), "общественное признание" (4,36), "равенство" (4,32). Последнее место в иерархии ценностей занимает "творчество" (4,16). Таким образом, для учащихся второго типа ЦО характерны ориентация на здоровье, хороших друзей, материальную обеспеченность.
Наибольшего внимания заслуживают учащиеся, которые при ранжировании ценностей применяют большой диапазон оценок, т.е. относятся к группе с высокой степенью дифференциации. Эти школьники имеют хорошо сформированную и развитую структуру ЦО. По содержанию ценностей, входящих в структуру ЦО, их также можно разделить на два типа. В общей классификации ЦО это третий и четвертый типы.
Третий тип, в котором учащиеся 9 и 10 классов юноши и девушки представлены в равном количестве, составляет 27,1% (17% из общей выборки). По содержанию ЦО эта группа отличается тем, что наиболее высоко оценивает "интересную работу" (4,76), "хороших и верных друзей" (4,68), "познание" (4,52), "любовь", "счастливую семейную жизнь" и "творчество" (4,44). Более низкие места в иерархии ценностей занимают: "здоровье", "активная деятельная жизнь" (4,23), "уверенность в себе" (4,12). Еще менее важны "красота", "равенство" (3,80), "самостоятельность" и "независимость" (3,76), "общественное признание" (3,64). Низкая ориентация в этой группе учащихся на ценности "материальная обеспеченность" (2,96) и "удовольствия" (2,72).
Четвертый тип ЦО составили 34,3% учащихся (20% по выборке). Различий между количеством учеников по классам и полу нет. Иерархическая структура ЦО учащихся данной группы отличается тем, что у них отмечена высокая ориентация на такие ценности, как "уверенность в себе" (4,80), "хорошие и верные друзья" и "счастливая семейная жизнь" (4,76), "здоровье" (4,72). Высоко оцениваются "интересная работа" (4,64), "любовь" (4,6) и "материальная обеспеченность" (4,48). Незначимые ценности: "познание" и "активная, деятельная жизнь" (4,00). Ниже разместились "самостоятельность" (3,80), "равенство" (3,64), "независимость" и "общественное признание" (3,56), "удовольствия" и "красота" (3,20). "Творчество" вообще не получило оценки.
Какие общие выводы можно сделать? Ситуация, на первый взгляд, вполне благополучная. Молодежь под чутким руководством Коммунистической партии растет нравственно чистой, уверенной в себе и завтрашнем дне. Однако советская система воспитания чутко отреагировала на получившие широкий общественный резонанс данные социологического опроса старших школьников. В планы воспитательной работы были внесены коррективы по тем позициям, которые сочли менее благополучными по сравнению с другими. Школы и учителя начали упорно работать по формированию недостающих качеств. Омрачало умы и души советских учителей лишь то, что уже невооруженным глазом были видны трещины между "отлакированными" рапортами и реалиями жизни. До общего кризиса с активным участием "благополучной" молодежи оставалось каких-нибудь 10 лет.
Сегодня окраска ЦО молодежи существенно иная и но некоторым позициям краски заметно сгущены. Не хватает нынешним социологам ни подготовки, ни инструментария, чтобы за внешней бравадой несозревших молодых людей разглядеть растерянность и незащищенность, которые так легко принять за сформировавшиеся качества, особенно если подходить с готовой установкой о повальном снижении нравственности.
Опросов среди молодежи проводится много и на всевозможные темы. Верить подавляющему большинству выводов нельзя: нет глубины, системности, есть лишь видимость и мишура. Налицо все недостатки необъективных социологических исследований, которые в наше время часто выполняют чьи-то заказы или преследуют другие цели.
Одной из наиболее распространенных методик изучения ценностей и ЦО молодежи является методика "выбора", когда респондентам предлагается список понятий, из которых нужно выбрать наиболее значимые для них, приоритетные. Если исследование хорошо подготовлено, учтены и устранены многочисленные факторы, могущие исказить результаты, можно надеяться на объективные выводы. Когда, например, американская школьная служба "Гайденс" вот уже 50 лет предлагает подросткам неизменный список понятий – внешность, честность, успех, образование, семейная ответственность, престиж, свобода, соблюдение закона, собственность, власть, здоровье, равенство, деньги, творчество, любовь – и просит каждого определиться, что для него важнее, выводам можно верить. Но когда ни с того, ни с сего, без соблюдения преемственности и даже понимания смысла подростка спрашивают, чему он отдает предпочтение – сексу или стабильности в государстве, опросы выявляют лишь неграмотность их составителей.
В одном из исследований старшеклассникам предлагалось выбрать главные ценности из следующего списка:
– разнообразные удовольствия;
– семейное благополучие;
– социальная справедливость;
– верность;
– признание и популярность;
– выгодный брак;
– порядок в стране;
– доброжелательность;
– власть и влиятельность;
– послушные дети в семье;
– взаимопонимание между гражданами;
– помощь тем, кому она необходима;
– личная безопасность;
– спокойная старость;
– благополучие страны;
– гармония с природой.
Как и следовало ожидать, разброс в выборе оказался очень большой. Фактически присутствует весь спектр мнений, как и в других подобных исследованиях. Сравнить, сопоставить ничего нельзя. Это означает, что подобные методики слабо выявляют ЦО школьников и не дают верных представлений. Правильнее было бы, сохраняя набор ценностей неизменным (хотя бы тот, что зафиксирован в приведенном выше исследовании), сравнивать их с результатами сформированности у современной молодежи. Если же предлагаются новые ценности, то сравнивать ничего нельзя. Вопрос остается открытым.
Единственное правильное заключение о молодежи в целом и учащейся молодежи в частности, состоит в том, что она раздергана, растеряна, напугана, лишена правильных ориентиров и твердого руководства. На последнее хочется обратить особое внимание. Известно, и очень давно, что когда дети растут без строгости, без твердого расписания жизни, они напуганы, чувствуют себя незащищенными, растут инфантильными. Сегодня создалась именно такая ситуация: заброшенность, вседозволенность, безразличие взрослых плодит толпы эмоционально напряженных, лишенных уверенности в себе молодых людей, неспособных объективно оценить мир и свое в нем пребывание. Потерянность, безысходность, неверие весьма характерные ориентации части современной молодежи.