Славяно-греко-латинская академия
В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (первоначальное название Эллино-греческая академия). Идею создания Академии высказали в 1666–1667 гг. С. Полоцкий и митрополит Паисий. Это мотивировалось необходимостью укреплять единство церкви, противостоять невежеству, в котором винили раскольников, а также потребностями в ликвидации упадка учения на "эллинском языке". План открытия высшего учебного заведения обсуждался в 1680 и 1682 гг. Смерть царя Федора Алексеевича и волнения стрельцов отодвинули на несколько лет реализацию плана.
Соучредителями Академии стали Типографское училище и школа Богоявленского монастыря. К моменту создания Академии в Типографском училище насчитывалось немногим более 200 учеников, из которых около 70 занимались греческим языком. В школе Богоявленского монастыря насчитывалось до 80 учеников; в программу входили занятия греческим, латинским и итальянским языками, которые вели братья Лихуды.
Первыми руководителями Академии были назначены братья Лихуды. В Академии насчитывалось восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15–20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Академия оказалась компромиссом греческого и латинского направлений. Учредители не были последовательны в своих педагогических намерениях. В Привилегиях (указе об открытии), с одной стороны, подчеркивалось, что Академия создается, "дабы тьма невежества искоренилась", а с другой – исключалось любое свободомыслие среди учителей и учащихся: "от всяких еретиков и ересей... охранение". "Привилегии" определяли принципы деятельности Академии как инструмента государственной образовательной политики по защите православия.
Преподавание в Славяно-греко-латинской академии поначалу велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала курс западной латинской школы. "Привилегии" предусматривали преподавание гражданских (светских) и духовных наук: богословия, славянской грамматики, латыни и греческого языка, риторики, логики, физики, диалектики, философии, юриспруденции. Светские науки преподавались в духе схоластики. Вместе с тем обсуждались иные научные толкования. В споре между приверженцами бесконечной делимости (аристотелисты) и атомистики (зенонисты) наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.
Деятельность Лихудов в Академии длилась семь лет. Лихуды подготовили учеников, продолживших их дело: Ф. Ф. Поликарпова, II. Головина, П. Рогова. Ученики переводили на русский язык труды братьев. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь. Тогда же в Академии прекратилось вплоть до 1700 г. преподавание латыни. Программу стали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начетничества и латинской учености, ориентацию на греко-русскую традицию в образовании.
Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии "русские примирились с мыслью о пользе науки". Однако Академия так и не превратилась в подлинно научный центр университетского образования, встав на стражу национальной старины и православия против всяких иноземцев. Соединение славянской, эллинской и латинской традиций образования состоялось в виде умершей схоластики. Академия сделалась инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на полноценное обучение. Семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей, подвергались угрозе конфискации имущества. По словам русского историка С. М. Соловьева, Академия оказалась "страшным инквизиционным трибуналом". Образовательные задачи Академии были сведены до минимума. В конце XVII в. ее роль как центра просвещения падает; многие преподаватели Академии не справлялись со своим делом и предпочитали занятие "справщиков" в типографии.