Славяне и другие народы в глубокой древности

Именно в скифский период зародились племенные образования восточного славянства, формировалось население, говорившее уже по-славянски, а не на балто-славянском языке. Там, где жили поднепровские земледельцы-пахари, позднее появилось славянское племя полян и их главный город Киев. Несмотря на суровые по сравнению с Западной Европой природные условия и постоянный натиск кочевников, восточные славяне медленно, но упорно совершенствовали условия своей жизни.

В ходе археологических раскопок выяснено, что местные земледельцы стали жить в небольших избах, расположенных внутри городищ-укреплений. Большие родовые дома трипольской культуры отошли в прошлое. Семьи еще более обособились. Эти городища ставились на прибрежных возвышенностях, где был хороший обзор, или среди труднопроходимых для врага заболоченных низин. В одной такой крепости могло размещаться до 1000 изб, где жили отдельные семьи. Сама изба представляла собой деревянное рубленое строение без перегородок. К дому примыкали небольшие хозяйственные постройки, навес. В центре дома стоял каменный или глинобитный очаг. Нередко встречаются и большие полуземлянки с очагами. Такие жилища лучше выдерживали сильные морозы.

Начиная со II в. до н.э., эти земли испытали новый натиск врагов. С востока, из-за Дона сюда продвинулись кочевые орды сарматов, которые нанесли серию ударов по Скифскому государству, захватили местные земли и проникли в глубь северной лесостепной зоны.

Археологи выявили здесь следы военного разгрома ряда поселений и городищ-крепостей. Одновременно сарматы внедрились и в среду греческих колоний в Северном Причерноморье. Происходит их "варваризация", упадок, упрощение жизни. Варваров-кочевников не привлекал высокий уровень хозяйства северных земледельцев или греческих мореходов, ремесленников и торговцев, они старались их низвести до своего уровня. И зачастую пришельцам и в эту, и в последующие эпохи это удавалось. Прахом шли вековые достижения. Так и восточным славянам после сарматского разгрома во многом приходилось начинать все сначала – осваивать землю, строить поселки.

У сарматов во главе племен нередко стояли вожди – женщины. Это были следы былого матриархата. И не случайно в древних славянских сказаниях говорится о борьбе народных богатырей с Бабой-ягой, стоявшей во главе степного воинства.

В те далекие времена формируются не только племена, которые впоследствии превратились в восточных славян, а в дальнейшем дали начало трем славянским народам, в течение долгих веков населявшим Россию, – русскому, украинскому и белорусскому. Вместе с тем, во второй половине II в. до н.э. на просторах будущей России одновременно продолжали складываться другие этнические сообщества, отличавшиеся от славян. Так, уже отмечалось, что параллельно славянскому миру формировался мир балтов – будущих литовцев, латышей и др., занявших большие пространства к северу от славянских обществ. Они уже тогда расселялись от беретов Балтики до междуречья Оки и Волги.

Поблизости от балтов и славян издревле жили и угро-финские народы, которые в то время владели обширными территориями северо-восточной части Европы вплоть до Уральских гор и в Зауралье. В непроходимых лесах вдоль берегов Оки, Волги, Камы, Белой, Чусовой и иных местных рек и озер обитали предки нынешних народов: мордвы, удмуртов, марийцев, черемисов (мери), коми, зырян, перми и других угро-финских народов. Они на этих землях были столь же древними, что и балты и славяне, и зачастую жили вперемешку с ними. У всех этих народов на северо-востоке Европы имелось много общего в укладе хозяйства, быту, привычках, традициях, одежде и даже украшениях. Северные жители в основном были охотниками и рыболовами. Их жизнь в отличие от южан менялась медленно.

В южных районах Восточной Европы по соседству с предками славян складывались племена, потомки которых и сегодня живут на тех же территориях и входят в состав России. В районах Северного Кавказа с древних времен обитали известные по сведениям от греческих авторов предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов.

Адыги стали основной частью населения античного рабовладельческого Боспорского государства, возникшего в скифскую эпоху на Таманском п-ове, близ Керченского пролива, в предгорьях Кавказских гор. Его центром стад греческий город Пантикапей (современная Керчь), в нем жили греки, скифы н, по преимуществу, местные жители – адыги, также относившиеся к индоевропейской группе народов. Так что история Боспорского государства в известной мере является частью не только истории греческих поселенцев этих мест, но и адыгейского народа.

В начале новой эры в городах Боспорского государства появляются еврейские общины. С тех пор евреи – купцы, ремесленники, ростовщики неизменно присутствуют среди населения будущих южнорусских территорий. Их молельные дома – синагоги строились в Пантикапее, Херсонесе, других боспорских и греческих городах юга. Придя сюда с Ближнего Востока в поисках лучшей доли, они перешли на греческий разговорный язык, восприняли многие здешние порядки и обычаи. В дальнейшем часть еврейского населения перешла в возникшие славянские города, дав начало постоянному присутствию евреев в славянских землях.

Боспорское государство существовало несколько сот лет. Раскопки вокруг Керченского пролива открыли города, сельские усадьбы, мастерские ремесленников. Древние авторы писали, что в Боспорском государстве население уже делилось на привилегированных членов общества, которыми были греки, и на низшие слои, на простой люд – здешних жителей, или "варваров", как их называли греки. И уже в эти древние времена, как и на протяжении всей истории Человечества, униженные и бедные не хотели мириться со своей долей. Они боролись за свои права, за человеческое достоинство. В 107 г. до н.э. здесь произошло, возможно, первое известное нам на территории России восстание зависимых скифов и рабов против царской власти. Его возглавил местный житель Саймак, которого восставшие после убийства прежнего властелина Перисада V провозгласили царем. Однако знать обратилась за помощью к Митридату VI Евпатору, правителю Понтийского царства, которое располагалось па южных берегах Черного моря. Войска Митридата подавили восстание, а Савмак был пленён.

Так уже на заре истории резко различались судьбы народов России – северных охотников и рыболовов, живших небольшими общинами в лесной глуши, и жителей юга, где кипели человеческие страсти и люди гибли в борьбе за место под солнцем, за власть и богатство.

В кавказских предгорьях примерно в этот же исторический период становится известным еще один мощный племенной союз, которому была суждена долгая жизнь в истории, – аланы, предки нынешних осетин. Аланы были родственны сарматам. Уже в I в. до н.э. аланы нападали па Армению и другие соседние государства, проявили себя неутомимыми и храбрыми воинами. Их главным занятием было скотоводство, а основным средствам передвижения – лошадь.

За Уралом, в Южной Сибири складывались различные тюрко-язычные племена. Одно из них стало известным благодаря древним китайским хроникам. Это кочевой народ хунну, который в III–II вв. до н.э. покорил другие окрестные народы, в частности, племена Горного Алтая, которых китайцы называли юзчжи.

Через несколько веков часть хунну, отступившая на запад и смешавшаяся с аборигенами – уграми, положила начало новому народу, известному в Европе под названием гуннов. Усилившиеся гунны начали победоносное наступление из Сибири на Запад.