Скульптура
Виднейшим скульптором-импрессионистом был Огюст Роден (1840-1917). Скульптор для Родена схож с Богом. Скульптор, как Бог, ваяет человека и мир. Это утверждает скульптура О. Родена "Рука Создателя" (1897-1898). Рука Бога в этой скульптуре становится символом творения и творчества, божественного созидания мира. Скульптура Родена показывает, как подобная руке ваятеля, рука Создателя или богоподобная рука скульптора лепит из большого куска глины живое существо. Бог, как скульптор (или скульптор, как Бог), извлекает из материи то, что в ней сокрыто, и превращает ее в людей и животных. Рука в скульптуре Родена становится символом творения и творчества, божественного созидания мира, образом Бога, образом аполлонической (т.е. художественной) деятельности человека (Аполлон - древнегреческий бог, покровитель искусств).
Самое трагическое, самое гражданственное, самое патриотическое произведение О. Родена "Граждане города Кале". В основе сюжета этой скульптурной группы лежит исторический факт. Английский король Эдуард подошел со своей армией к французскому городу Кале. Король объявил, что пощадит население города, если к нему выйдут шесть самых знатных граждан. Это будут заложники, жизнью которых распорядится король Эдуард. Роден в скульптурной группе "Граждане Кале" изобразил шесть самых знатных граждан города, идущих, вероятно, на смерть, навстречу английским войскам и королю Эдуарду.
Роден решил, что эта скульптурная группа должна стоять на низком постаменте, чтобы отлитые из бронзы граждане города вливались в поток идущих живых людей. Образы заложников героичны и трагичны. В их фигурах передано психологическое состояние обреченных героев.
Приведу длинную цитату из высказываний Родена (записанных его интервьюером) об истории создания бронзовой группы "Граждане Кале".
Однажды я получил письмо от некоего господина Леона Гоше, служившего у ныне покойного барона Атьфонса Ротшильда; он приглашал меня к себе в контору. Этот Гоше, бельгиец по происхождению, торговец картинами, один из владельцев журнала "Искусство", был вместе с тем весьма посредственным и наскучившим всем критиком искусства, писавшим под псевдонимами Поль Леруа, Ноэль Гейзак и др.
Я знал, что он делал много заказов от имени своего богатого патрона, и в те времена это меня очень соблазняло. Итак, я иду к этому человеку узнать, чего он хочет, и вот он мне сразу заказывает статую Эсташа де Сен-Пьера за 15 тысяч франков. При этом добавляет: "Знаю, что вы не богаты; поэтому я повысил сумму, какую обычно дают за статую в натуральную величину". Я поблагодарил и пошел домой, спрашивая себя о том, как я справлюсь с этим заказом.
Я очень хотел сделать Эсташа де Сен-Пьера! Я прочел несколько небольших статей, посвященных этому сюжету, но, так как не был удовлетворен прочитанным, мне порекомендовали "Хронику Фруассара". Я поглощаю из нее главу под названием "Как король Филипп Французский не мог освободить город Кале и как король Эдуард Английский его взял" и дохожу до места (Роден берет альбом и читает): "Король Эдуард соглашается пощадить население при условии, что из Кале к нему выйдут шесть самых знатных граждан с непокрытыми головами, босые, с веревками на шее и с ключами от крепости и от города в руках. С ними он расправится по своему усмотрению".
Как, думаю я, - продолжал Роден, - значит, Эсташ де Сен-Пьер был не единственным, кто пожертвовал собой! Так поступили шесть граждан, шесть героев. Но слушайте дальше: "Когда один, самый богатый горожанин поднялся и заявил, что он пойдет на смерть за своих соотечественников, все стали горько оплакивать его; многие мужчины и женщины, рыдая, бросались к его ногам; безграничная жалость охватила присутствовавших. Затем встал второй, весьма уважаемый и состоятельный житель города, отец двух красивых дочерей, потом третий, обладатель большого движимого имущества, а также другие. Все они разделись и в одних рубашках, босые отправились в путь с веревками на шеях. Их звали: Эсташ де Сен-Пьер, Жан д'Эр, Жак и Пьер де Виссан... Имена других неизвестны".
Я вдохновился этим рассказом, - продолжал Роден, - и быстро принял решение: я сделаю не одного гражданина, а шестерых, и за ту же цену, если нужно! На другой день я сообщил о своем решении господину Гоше. Он высмеял меня и поклялся, что больше никогда нс будет думать о том, как избавить меня от бедности. Я не придал никакого значения его словам и страстно принялся за дело в своей мастерской на бульваре Вожирар. Я один лепил всех шестерых героев города Кале. Потом я отлил их, и вот тогда-то и начались мои мучения!
Город Кале отказался приобрести шесть моих статуй. Хотя я и влез в долги из-за отливки этих фигур, я с честью выдержал испытание. И вот их не принимают: они кажутся многим очень "забавными", тогда как я хотел сделать трагическую группу. Да, мои статуи вызвали смех! Муниципалитет города Кале ничего не хочет о них слышать, нисколько не считаясь с мнением тех, кто встал в Париже на мою защиту. Членам муниципалитета кажется, что я юморист; поистине я не подозревал этого! Из месяца в месяц они увертываются, спорят, принимают мои статуи, затем снова их отвергают. Я безропотно готов их вернуть в свою мастерскую, где они присоединяются к моим другим непонятым и неизвестным вешам. Этим бы все и завершилось. Только благодаря решительным настояниям власти Кале решили их принять...
Скульптура О. Родена "Уголино" запечатлела трагическую ситуацию. Дети Уголино мертвы, они лежат на земле, а их отец, которого муки голода превратили в зверя, на четвереньках подползает к их трупам. Он сгибается над их телами, но тут же быстро отдергивает голову. В нем происходит страшная борьба между зверем, жаждущим насытиться, и мыслящим и любящим существом, которое содрогается от столь ужасного кощунства.
На портретное творчество Родена повлияли художественные достижения французского скульптора XVIII века Гудона - автора знаменитого скульптурного портрета Вольтера. Роден создал целую портретную галерею, которая включала в себя гипсовую модель памятника Бальзаку, бронзовый бюст Виктора Гюго и мраморный памятник этому писателю, бронзовый бюст скульптора Фальгиера, мраморный бюст Бернарда Шоу. Скульптурным портретам Родена присущи психологизм и устремленность к художественной правде.
О. Роден выдвинул и воплотил в жизнь важную теоретическую идею: скульптура должна "двигаться". Он определил движение, как переход от одной позы к другой - так называемая "круглая скульптура", раскрывается с новых сторон при ее обходе зрителем вокруг (а только так грамотно "прочитывается" художественная мысль, содержащаяся в скульптуре). Скульптуры Родена "двигаются". В свое время это свойство скульптуры поэтически предугадал и описал русский поэт А. Пушкин. В его поэме "Медный всадник" бронзовый монумент царя Петра, восседающего на коне, срывается с пьедестала и бросается в погоню за героем поэмы Евгением; в пушкинской "маленькой трагедии" "Каменный гость", надгробная статуя командора, сходит с пьедестала и приходит в дом вдовы командора, чтобы свести счеты со своим убийцей, соблазнителем вдовы - Доном Гуаном. Скульптура Родена "Иоанн Креститель" создана так, что кажется, что великий проповедник вот-вот сойдет со своего пьедестала и понесет далее по миру святое и призывное слово веры.
Скульптуры Родена импрессионистичны, он создает рефлексы светотени, нечто вроде скульптурного пленэра. Ваятель применяет "мягкую" обработку глины, мрамора, бронзы, художественно организует взаимодействие этих материалов со световоздушной средой. Роден освоил в скульптуре не только светотени, но и цвет. Роден говорит по поводу античной копии Венеры Медицейской: "Посмотрите на эти яркие блики на груди, на эти густые тени в складках тела, на эти золотисто-желтые оттенки, на эту светотень, легко и трепетно обволакивающую божественное тело... Разве это не чудесная симфония "белого и черного"?.. Каким бы парадоксом это ни казалось, но великие скульпторы - такие же колористы, как и лучшие живописцы, или, вернее, как лучшие граверы" (Роден О. С. 45). Об импрессионистическом характере творчества Родена свидетельствуют также художественные иносказания - аллегорические и символические образы, а также эстетические установки. Так, Роден говорил: "Пусть все ваши краски, все ваши формы служат выражению чувств" (там же. С. 14). Для Родена искусство - не что иное, как чувство.
Дух импрессионизма ощущается и в том, что Роден в своих скульптурах использует эффект валера. Искусствоведческий термин "валер" (от французского valeur - ценность) означает соотношение света и тени в живописи, графике или скульптуре. Валер помогает показать предмет в световоздушной среде. В скульптуре эффект валера хорошо виден, когда на фигуру зритель смотрит против света на фоне вечернего неба, тогда ее силуэт виден на этом фоне в виде тени, детали которой неразличимы. Соотношение тени с небесным фоном и есть валер, позволяющий увидеть в скульптуре самое ценное, самое нагруженное художественным смыслом. Для Родена в статуе основное - это движение, контур, валер; излишняя детализация фигуры (например, скрупулезная передача складок одежды) отвлекла бы зрителя от восприятия целого.
Роден повлиял на учившуюся у него в Париже русского скульптора-портретиста A.C. Голубкину, работавшую позже преимущественно в духе модерна.
Творчество скульпторов-импрессионистов - Огюста Родена во Франции, Медардо Россо в Италии, П.П. Трубецкого в России - отличалось чистотой, текучестью форм и музыкальностью. Когда один публицист, критикуя портретную скульптуру Родена "Виктор Гюго", заявил, что это не скульптура, а музыка, и прибавил, что это произведение напоминает ему симфонию Бетховена, скульптор воскликнул: "Дай бог, чтобы это действительно было так!"
Видным скульптором-импрессионистом был и итальянец Медар-до Россо (1858-1928). Он в своих скульптурах стремился передать изменчивость натуры и поэтому придавал формам своих изваяний мягкую пластичность и текучесть. Эти особенности творчества Россо полно проявляются в его скульптуре "Смеющаяся девочка".