"Сказание" Авраамия Палнцына
Выдающимся историческим произведением, ярко отразившим события эпохи, является "Сказание* келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, написанное в 1609–1620 гг.
Умный, хитрый и довольно беспринципный делец Авраамий Па- лицын находился в близких отношениях с Василием Шуйским, тайно сносился с Сигизмундом III, добиваясь у польского короля льгот для монастыря. Создавая "Сказание", он стремился реабилитировать себя и старался подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол царя Михаила Федоровича Романова.
"Сказание" состоит из ряда самостоятельных произведений:
I. Небольшой исторический очерк, обозревающий события от смерти Грозного до воцарения Шуйского. Причины "смуты" Палицын видит в незаконном похищении царского престола Годуновым и в его политике (гл. 1–6).
II. Подробное описание 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Салеги и Лисовского. Эта центральная часть "Сказания" создана Авраамием путем обработки записок участников обороны монастырской крепости (гл. 7–52).
III. Повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорении Москвы поляками, ее освобождении, избрании на престол Михаила Романова и заключении перемирия с Польшей (гл. 53–76).
Таким образом, в "Сказании" дается изложение исторических событий с 1584 по 1618 г. Они освещаются с традиционных провидсн- циалистских позиций: причины бед, "еже содеяся во всей Росии – праведное гневобыстрое наказание от бога за вся та сотвореннаа от нас злаа": победы, одержанные русским народом над иноземными захватчиками, – результат благодеяния и милосердия Богоматери и заступничества святых Сергия и Никона. Религиозно-дидактические рассуждения даны в традиционной риторической форме поучений, подкрепляемых ссылками на текст "писания", а также обильными религиозно-фантастическими картинами всевозможных "чудес", "явлений", "видений", которые, по мнению автора, являются бесспорным доказательством особого покровительства небесных сил Троице-Сергиеву монастырю и Русской земле.
Ценность "Сказания" составляет его фактический материал, связанный с изображением героических ратных подвигов крестьян монастырских сел, монастырских слуг, когда "и нератницы охрабришася, и невежды, и никогда же обычай ратных видевшей и ти убо исполинскою крепостию препоясашася". Авраамий сообщает имена и подвиги многих народных героев. Таков, например, крестьянин села Молоково – Суета, "велик возрастом и силен вельми, подсмеиваем же всегда неумениа ради в боех". Он останавливает обратившихся в бегство воинов, бесстрашно с бердышем в руке сечет "на обе страны врагов" и удерживает полк Лисовского, говоря: "Се умру днесь или славу получю от всех".
"Скоро же скакаше, яко рысь, Суета многых тогда вооруженных и во броняхуязви". Слуга Пиман Тенеев "устрели" "из лука в лице" "свирепого" Александра Лисовского, который "свалися с коня своего". Слуга Ми- хайло Павлов поймал и убил воеводу Юрья Горского.
Авраамий неоднократно подчеркивает, что монастырь был спасен от супостатов "молодшими людьми", а "умножение во граде" (монастыре, – В. К.) "беззакония и неправды" связано с людьми "воинственного чина". Резко осуждается в "Сказании" злопредательство монастырского казначея Иосифа Девочкина и покровителя его "лукавству" воеводы Алексея Голохвастова, а также измена "сынов боярских".
Авраамий отнюдь не питает симпатий к "рабам" и холопам, которые "убо господие хотяще быти, и неволнии к свободе прескачюще". Он резко осуждает восставших крестьян и "начальствующих злодеем" холопов Петрушку и Ивана Болотникова. Однако, ревностный защитник незыблемости основ феодального строя, Авраамий вынужден признать решающую роль народа в борьбе с интервентами: "Вся же Росия царьствующему граду способствующе, понеже обща беда всем прииде".
Одной из особенностей "Сказания" является изображение быта осажденного монастыря: страшная теснота, когда люди расхищают "всякая древесна и камение на создание кущь", "и жены чада рождаху пред всеми человеки"; из-за тесноты, нехватки топлива, ради "измытиа порт" люди вынуждены периодически выходить из крепости; описание вспыхнувшей эпидемии цинги и др. "Не подобает убо на истину лгати, но с великим опасением подобает истину соблюдати",– пишет Авраамий. И это соблюдение истины составляет характерную особенность центральной части "Сказания". И хотя в понятие истины у Авраамия входит и описание религиозно-фантастических картин, они не могут заслонить главного – народного героизма.
Излагая "вся по ряду", Авраамий старается "документировать" свой материал: точно указывает даты событий, имена их участников, вводит "грамоты" и "отписки", т. е. чисто деловые документы.
В целом же "Сказание" – эпическое произведение, но в нем использованы драматические и лирические элементы. В ряде случаев Авраамий прибегает к манере ритмического сказа, включая в повествование рифмованную речь.
Например:
И мнозем руце от брани престаху; всегда о дровех бои злы бываху.
Исходяще бо за обитель дров ради добытиа, и во град возвращахуся не бес кровопролитий.
И купивше кровию сметие и хворастие, и тем строяще повседневное ястие; к мученическим подвигом зелне себе возбуждающе, и друг друга сим спосуждающе.
Большое внимание в "Сказании" уделяется изображению поступков и помыслов как защитников монастырской крепости, так и врагов и изменников.
Опираясь на традиции "Казанского летописца", "Повести о взятии Царьграда", Авраамий Палицын создает оригинальное историческое произведение, в котором сделан значительный шаг по пути признания народа активным участником исторических событий.