Системы высшего образования в ведущих странах мира
В США, которые занимают лидирующие позиции в мировом высшем образовании, в начале XXI в. насчитывалось свыше 4 тыс. высших учебных заведений. Более половины из них (около 2,5 тыс.) – частные. В США нет четкого определения понятия "высшее учебное заведение". К нему относят любое учебное заведение, где дают подготовку после окончания средней школы. Учреждения высшего образования делятся на две большие группы: университеты, а также младшие и коммунальные колледжи. В категорию университетов входят: интегративные университеты, где ведутся научные исследования и преподавание; колледжи свободных искусств, где ограничиваются академическим образованием; профессиональные высшие школы, прежде всего медицины и права. Университеты – наиболее престижные вузы и представляют двухступенчатые заведения (бакалавр-магистр). Колледжи обычно специализируются на предоставлении степени бакалавра.
Право поступления в вуз имеют лишь те, кто закончил 12 классов средней школы и обладает соответствующим дипломом. Процедура поступления абитуриентов складывается из нескольких этапов. Обычно они посылают по почте в какой-либо вуз ответы на стандартные тесты. Получив оценки, можно отправлять свидетельства о них и другие документы в несколько высших учебных заведений. При поступлении учитываются не только академические достижения. Рассматриваются разного рода бумаги и рекомендации – от местной церкви, полиции, соседей, властей, протоколы школьных экзаменов, спортивные показатели и пр. Возможны собеседования. Не исключено, что продвинутым абитуриентам предпочитают сверстников и одноклассников с худшими учебными достижениями. Это следствие Закона о представительстве, согласно которому преимущества при поступлении имеют жители штатов, на территории которых находятся вузы; закон предусматривает также квоты для национальных меньшинств.
Стоимость высшего образования колеблется от 10 до 50 тыс. долларов в год. В оплату включены затраты на обучение и проживание, студенческие взносы, страховка, деньги на приобретение учебников, расходы на транспорт, развлечения и пр. Обучение в вузе, особенно популярном и престижном, связано с существенными финансовыми затратами. Однако есть довольно много различных стипендий, с помощью которых успешные выпускники средней школы учатся бесплатно или со значительными скидками. Многие оплачивают обучение, получая стипендии и гранты от университетов, федерального правительства, отдельных штатов, частных лиц либо подрабатывая. Чтобы получить образование, студенты нередко берут ссуду через особые государственные программы. Погашение займа начинается спустя полгода после окончания университета путем выплаты ежемесячных взносов и обычно длится около 10 лет.
Первые два года вузы дают образование на основе изучения прежде всего гуманитарных наук. В состав обязательных предметов обычно включают математику, английский язык, иностранные языки, несколько социальных научных курсов, естественные и физические науки; возможны курсы философии и мировой культуры. Далее студенты выбирают профилирующую дисциплину, на которую уходит основное учебное время. В последние два года студент может избрать практически любой курс в качестве факультатива, даже если он не совпадает с профилирующей дисциплиной.
Качественно изменяются программы. Идет выработка стандартов высшего образования. Очевиден их прагматистский настрой. В программах вузов имеются федеральный и региональный компоненты. Первый используется как стратегический ориентир программ конкретных учебных заведений. В отдельных штатах действуют Агенства аккредитации образования. Процедура аккредитации состоит в оценке преемственности программ учебных заведений и федеральных стандартов. Планируется создать федеральный орган, координирующий деятельность агентств.
Распространены так называемые кооперативные программы, когда студенты одновременно получают академическое образование и работают в промышленных и иных компаниях. В высших школах действует система консультирования для деловой карьеры. Система включает ряд составляющих: информацию, изучение моделей поведения, консультации.
В Западной Европе реформирование высшей школы сложилось из нескольких последовательных этапов: упор на обеспечение равенства при получения образования (1960-е гг.); акцент на дифференциации обучения (конец 1960 – начало 1970-х гг); специальное внимание к проблеме занятости выпускников (середина 1970 – начало 1980-х гг.); совершенствование управления образованием (с середины 1980-х гг.).
В Великобритании сформирована бинарная система высших учебных заведений: с одной стороны, университеты и политехнические институты, с другой – колледжи высшего образования. Возникают новые типы университетского образования: на базе колледжей учреждено несколько технологических университетов. Университеты подразделяются на коллегиальные (большие) и унитарные (малые). В вузы принимаются обладатели сертификатов о среднем образовании. Зачисление происходит в результате конкурса сертификатов. В некоторых колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся вступительные экзамены. Обучение платное. Исключения сделаны для некоторых малоимущих студентов. Введена дифференцированная оплата за обучение. Студенты платят разные суммы в зависимости от выбранной программы. Если занятия идут в академических аудиториях, оплата меньше, чем тогда, когда используются лаборатории. Особенно дорого обучение медиков, которые платят за практику в клиниках. Наиболее высока плата за обучение в Лондонском, Кембриджском и Оксфордском университетах. Большие университеты (Лондонский, Кембридж, Оксфорд и др.) состоят из колледжей (факультетов) по определенным специальностям. В составе университетов есть также колледжи по подготовке абитуриентов, повышению квалификации специалистов, преподаванию английского языка для иностранцев. Унитарные университеты подразделяются па факультеты. Университеты имеют право присуждения всех трех степеней: бакалавра, магистра, доктора. В политехнических институтах, в отличие от университетов, во-первых, обширнее спектр изучаемых учебных курсов. Во-вторых, обязательна курсовая работа по специальности, которая выполняется на коммерческих или промышленных предприятиях. Подобно университету, политехнический институт готовит по программам бакалавра, магистра и доктора. Политехнические институты являются автономными корпорациями. В колледжах высшего образования выпускники получают особый диплом либо диплом бакалавра. Многие колледжи имеют подготовительные курсы, успешные выпускники которых зачисляются без экзаменов для обучения по программе бакалавра в университеты или политехнические институты. Бакалавры могут рассчитывать на высокооплачиваемую инженерно-техническую должность в частной или государственной фирме, на промышленном предприятии либо открыть собственную практику (для медиков и юристов). Степень магистра открывает для карьеры новые возможности. Например, если бакалавр вправе иметь небольшую частную врачебную практику, то магистр – собственную клинику.
Основными видами занятий являются лекции, семинары, лабораторные работы. Традиционны занятия с тьютором – регулярные встречи 2–10 студентов с закрепленным за ними преподавателем. Значительное внимание уделено самостоятельной работе студентов. В университетах в силу традиционного академизма практические занятия вынесены за рамки учебного плана; производственная практика отсутствует либо занимает незначительное место. В известной степени положение выправляется благодаря появлению в университетах системы сэндвич-курсов. В этом случае участие в производстве становится элементом учебного процесса и чередуется с академическим обучением. В политехнических институтах такая система распространена гораздо шире, чем в университетах. Для университетов больная проблема – профессионализация образования, для политехнических институтов и колледжей высшего образования, напротив, – общенаучная подготовка. Другая проблема – оценка качества высшего образования. С 1993 г. ее осуществляет Совет по высшему образованию. Совет контролирует высшие учебные заведения и распределяет государственные субсидии, размеры которых зависят от оценки деятельности вуза.
В Германии основу системы высшего образования составляют университеты. Наряду с ними существуют специализированные вузы (fachhochschulen), высшие школы искусства, управления, теологические, педагогические вузы и др. В учебные заведения университетского типа, как правило, принимают успешных выпускников гимназий и других средних школ сходного уровня. Прием осуществляется на основе конкурса свидетельств об общем образовании или с помощью экзаменов, собеседования, тестирования. По ряду специальностей прием ограничен квотами: медицина, ветеринария, архитектура, деловой менеджмент, психология. В этом случае предусмотрена особая процедура отбора абитуриентов. При поступлении в высшие школы искусств надлежит представить свидетельства о соответствующей подготовке или продемонстрировать художественные способности. Поступать в специальные вузы можно без экзаменов, имея диплом об окончании среднего профессионального училища либо пройдя собеседование или тестирование.
В государственных вузах с 2006 г. введена плата за обучение. Закон о стимулировании образования дает возможность части студентов получать денежное пособие. Предусмотрены ежемесячные выплаты студентам. Половина средств передается безвозмездно, остальное – в кредит. Обучение в вузах по преимуществу рассчитано на 4 года. Исключение составляют пятилетнее медицинское и трехлетнее высшее педагогическое образование. В программы университетов обычно входит изучение гуманитарных дисциплин, юриспруденции, экономических и социальных наук, естественных наук, медицины, агрономии, лесоводства, диетологии и инженерных наук. Основные специальности в высших школах искусств: музыкальное образование, живопись и фотография; театр, архитектура, средства информации, образование. Срок обучения делится на два равных цикла: Grundstudium и Hauptstudium. Первый цикл предусматривает приобретение базовых академических знаний и заканчивается дипломным зачетом. Второй цикл имеет профильную направленность и предусматривает углубленное образование по выбранным специальностям. Затем идет стажировка (до 18 месяцев). Студенты не только выбирают учебные курсы, но и последовательность их изучения. Они вправе сдавать экзамены сразу после окончания курса либо спустя несколько семестров. Обучение завершается итоговым экзаменом на получение степени, которая подтверждает базовое высшее образование и удостоверяется одним из двух свидетельств: Diplom или Magister. Обладатели свидетельств могут продолжить образование, которое длится не менее одного года, а затем на основании экзамена или защиты диссертации получить степень доктора (Doctor).
Все более распространяются специальные заведения высшего образования. Количество студентов в них растет быстрее, чем в университетах. Основные специальности: инженерные науки, экономика, управление, здравоохранение, математика, информатика, искусство, поварское дело и пр. В специализированных вузах – укороченные сроки обучения: трехлетняя теоретическая подготовка и годичная практика. Они тесно связаны с промышленными предприятиями.
Немало студентов, которые учатся 6–8 лет, в результате чего средний возраст выпускника – 28–30 лет. Чтобы сократить реальные сроки обучения и ускорить выпуск учащихся, облегчаются программы академических курсов, упрощается процедура экзаменов. Так, в прошлом студенты могли лишь один раз пересдавать экзамен. В случае неудачи следовало заново проходить соответствующий курс. В настоящее время некоторые университеты дают три попытки пересдачи экзаменов.
Во Франции система высшего образования отличается исключительной дробностью. Наряду с университетами действуют элитарные большие школы и специализированные школы. Высшее образование можно получить в частных католических институтах и на свободных юридических факультетах, а также в ряде специализированных высших школ. Частные учебные заведения не имеют права выдавать государственный диплом. Учащиеся для получения диплома должны сдавать экзамены в государственных вузах. При поступлении во многие университеты достаточно предъявить диплом бакалавра, подтверждающий успешное окончание лицея. Однако значительная часть абитуриентов должна пройти конкурсный отбор. В университетах с ограниченным приемом, помимо представления диплома бакалавра, практикуются мягкая селекция, когда, например, сопоставляются данные дипломов бакалавра, осуществляется количественная селекция, когда прием ограничен числом студенческих мест, качественная селекция, когда проводятся экзамены или конкурс персональных досье. В большие школы и часть вузов неуниверситетского уровня прием ведется на основании показателей успеваемости абитуриентов или, что бывает чаще, конкурсных экзаменов с высокой степенью отсева. Особенно строг отбор в большие школы. Для выхода на экзамен необходимо свидетельство об окончании платных подготовительных курсов. На курсы принимают обладателей диплома бакалавра; свидетельство об окончании подготовительных курсов приравнено к диплому первого цикла высшего образования. Бо́льшая часть студентов платит за обучение. Примерно 25% студентов получают финансовую помощь от государства; часть из них освобождена от платы за обучение.
Обучение состоит из трех циклов. В университетах первый цикл длится два года; подтверждается дипломом лиценциата. В течение первого цикла дают общенаучную или общую гуманитарную подготовку, что позволяет продолжать профессиональное образование в высших школах различных типов. Второй цикл – углубление научной подготовки и специального образования. В университетах второй цикл длится два года, в специальных вузах – три- четыре. Подтверждается диплом магистра или мастера. Третий цикл длится не менее трех лет и завершается дипломом об углубленном образовании или дипломом специализированной высшей подготовки; в случае защиты диссертации выдается диплом доктора первого уровня. Его обладатель вправе подготовить и защитить научную диссертацию на степень доктора второго уровня (doctor d'Etat).
Наиболее демократичной формой высшего образования считаются университеты. Университеты обладают прочными академическими традициями. По сегодня ими утерян статус наиболее престижных учебных заведений. Подобным статусом обладают в первую очередь так называемые большие школы. Они готовят высшие административные кадры и специалистов высокой квалификации для промышленности, торговли, здравоохранения, армии. Большие школы выделяются насыщенностью учебных программ, высоким уровнем технической оснащенности.
Существенной чертой реформ является упор на децентрализацию управления высшего образования и автономию отдельных вузов. Этот курс определен законом о высшем образовании 1984 г. Согласно закону основной организационной структурой университета является учебно-научное объединение, которое входит в состав департаментов и отделений университетов. Департаменты и отделения реализуют программы обучения и научные исследования. Закреплено право университетов на подписание многолетних контрактов с государством. Контракты позволяют университетам самостоятельно определять многие направления преподавания и научно-исследовательской деятельности. Для контроля деятельности вузов создан Национальный комитет по оценке деятельности высших учебных заведений.
Многолетней проблемой является запоздалое окончание значительной частью студентов 1 -го цикла высшего образования. В связи с этим принимаются меры, облегчающие процедуры обучения и одновременно ужесточающие порядок исключения студентов.
Система высшего образования в Индии построена по британским образцам. В нее входят прежде всего колледжи и университеты. Развитие высшего образования оказалось в 1950–1960-е гг. стратегическим курсом в образовательной политики Индии. За 10 лет – с 1951 по 1961 г. количество вузов увеличилось в три раза. Повысился научный уровень содержания образования в колледжах и университетах. Открылись крупные технические вузы в Бомбее, Канпуре, Мадрасе, Кхарагпури. Заметно увеличился процент студентов – выходцев из средних слоев населения.
В Китае высшие школы делятся на университеты и остальные вузы: технические, сельскохозяйственные, лесные, медицинские и фармацевтические, филологические, финансовые, политико-правовые, спортивные, художественные, педагогические и пр. С 1977 г. в вузах возобновлена система единых вступительных государственных экзаменов: стандартные программы, общий порядок зачисления. В 1990-е гг. централизация была ослаблена: отменены единые экзаменационные программы. На местах стали вводить свою тематику экзаменационных билетов. Стоимость обучения составляет в среднем около 4500 юаней (900 долларов).
Произошли существенные изменения в профильной структуре высшего образования: сократилась доля сельскохозяйственных, медицинских вузов; вырос удельный вес финансовых и политико-юридических учебных заведений. Появилось большое число краткосрочных специализированных учебных заведений. Произошли перемены в структуре номенклатуры специальностей: наибольшее число студентов составляют обучающиеся на технических факультетах. Часть учебных заведений подчинена центральным ведомствам, часть – региональным. Расширяется автономия учебных заведений "при сохранении единого курса в образовании и направляющего планирования". Речь идет о правах в отношении приема студентов, регулировании номенклатуры специальностей, найма кадров, определения штатного расписания, осуществления международных соглашений и пр. Правительство переходит к "макроуправлению" – через законодательство, планирование и пр. Закон об образовании 1998 г. закрепил автономию вузов.
Китай сталкивается с определенными проблемами в высшем образовании: напряженность с финансовым обеспечением, трудоустройство выпускников. Не полностью сформирована система, отвечающая вызовам рыночной экономики, автономии вузов. На первый план вышли проблемы повышения качества образования, внедрения новых гибких программ, предусматривающих более раннюю специализацию студентов.
В Японии насчитывается около 600 университетов, включая 428 частных. Кроме университетов к учреждениям высшего образования относятся также младшие и технические колледжи. Университеты дают прежде всего академическое образование. Младшие и технические колледжи главное внимание уделяют профессиональной и практической подготовке. Университеты делятся па несколько категорий: всеохватные – с множеством факультетов, системой третьего цикла; смешанные – с небольшим числом факультетов; моноуниверситеты с одним факультетом или направлением образования; женские университеты. Реформами предусмотрено усиление стандартизации, совершенствование программ, методов обучения; улучшение контроля качества, в частности путем системы самопроверки учебной работы. Идет поиск новых типов учреждений высшего образования. Так, создан Университет в эфире. Он организует лекции по радио и телевидению. Преподаватели дают консультации в учебных центрах. После пяти лет обучения и успешных экзаменов слушатели получают диплом бакалавра.