Системы обеспечения информационной безопасности
Обеспечение безопасности лежит в трех сферах.
• Договорно-правовая сфера. Речь идет о необходимости достичь соглашения между возможно бо́льшим числом стран о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом по предотвращению этих угроз и согласовании действий но минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно-правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые в первую очередь по Интернету.
• Информационно-технологическая безопасность. борьба против хакеров, нейтрализация вирусных программ, противодействие компьютерному терроризму и деятельности специальных служб зарубежных государств по несанкционированному доступу к конфиденциальной информации в компьютерных сетях и т.д.
• Информационно-психологическая безопасность: противодействие манипулятивным технологиям, нацеленным на утрату способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости. Сюда также можно отнести распространение по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей. В конечном итоге, это все то, что направлено на разрушение единого информационного и духовного пространства РФ, традиционных устоев общества и общественной нравственности.
Принципы ГИП
ГИП, как и любая политика, должна опираться на определенные базовые принципы. В сфере информационной политики государства эти принципы можно сформулировать следующим образом.
• Принцип открытости политики. Для подразделений по связям с общественностью это означает следующее:
• информация о деятельности органов власти и управления должна быть доступна общественности. Прежде всего речь идет о доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация здесь осложняется таким барьером рыночной экономики, как коммерциализация сферы социально-информационных услуг;
• деятельность органов власти и управления должна открыто обсуждаться обществом как равноправным субъектом информационной политики. При этом, как подчеркивается в Концепции, органы государственной власти должны учитывать общественное мнение.
• Принцип равенства интересов. ГИП, как об этом говорится в Концепции, по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Иными словами, информационная политика в равной степени должна учитывать интересы всех вовлеченных в нее участников вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности. То есть речь идет о единых для всех "правилах игры". Но учет интересов и общность правил игры отнюдь не исключают, что в определенных обстоятельствах последнее и решающее слово должно оставаться за государством.
• Принцип системности. Он предполагает, что все структурные элементы ГИП, являющиеся одновременно ее субъектами и объектами (власть-бизнес-общество, а также техническая база, инфраструктура, информационные продукты, правовые нормы, финансово-экономическое обеспечение и т.д.), должны представлять собой функционирующую систему. Выпадение или изменение одного из этих элементов приводит к сбою в работе всей системы. Например, даже при наличии современной технической базы и развитой инфраструктуре, но при отсутствии законодательных норм информационная политика будет натыкаться на юридические препоны, и вся система будет давать сбои. Поэтому при реализации принятых решений по изменению состояния одного из структурных элементов информационной политики должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.
• Принцип приоритетности отечественного производителя. При равных условиях приоритет должен отдаваться конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг. При всей объективной справедливости этого принципа на сегодняшний день он далек от реализации.
• Принцип социальной ориентации. Основные мероприятия ГИП должны быть направлены па обеспечение прежде всего социальных интересов граждан России.
• Принцип государственной поддержки. Именно государство должно предоставлять гражданам универсальные общественные информационные услуги, способствовать доступу к мировым информационным ресурсам и глобальным информационным сетям. Мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, должны финансироваться преимущественно государством.
• Принцип приоритетности права. Развитие и применение правовых и экономических методов имеют приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.