Системный подход в исследовании управления

Полезно задуматься

Каковы особенности и основные черты системного подхода к исследованию? В чем практическая ценность системного подхода к исследованию? Как соотносятся общее и конкретное в понимании системы? В каких действиях исследователя выражается системный подход? К каким последствиям ведет игнорирование системного подхода?

Конкретно-реальное и предметно-методологическое ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "система"

Понятие "система" сегодня широко используется в различных науках. Можно встретить описание систем биологических, технических, социальных и социально-экономических, отдельно экономических, социо-технических, человеко-машинных, производственно-экономических и пр. Уже один набор этих понятий вносит сумятицу в понимание системы, возникает мысль о произвольном ее выделении или настолько расширительном толковании, что оно становится каким-то ненаучным, бессодержательным, неконкретным понятием.

В то же время нередки утверждения о том, что использование понятия системы осуществило революцию в развитии науки, что свидетельствует о новом уровне научных исследований, определяет их перспективность и практический успех.

Система чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

По этим признакам можно выделить в окружающей действительности множество объектов, которые можно назвать системой, однако в этом случае понятие "система" становится уравнивающим все объекты и явления в мире и поэтому превращающимся в пустое понятие. Если мы будем называть корову, холодильник и общество системой, то потеряем возможность объясняться друг с другом.

Система – обобщающее понятие, но в любом таком понятии есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять явления и отождествлять их. На этом построено и изучение явлений, и использование понятий в практической деятельности.

В практическом использовании понятия "система" есть некая двойственность. С одной стороны, оно используется для обозначения какого-либо реально существующего явления (технического устройства, биологического организма, предприятия, общества и т.д.), а с другой – как метод изучения и представления этого явления.

В первом случае понятие системы используется как конкретно-предметное, предназначенное для обозначения реально существующего явления, которое нас интересует, которое мы хотим исследовать и которое лишь условно, в первом приближении можно назвать системой.

Во втором случае понятие системы используется как методологическое, как комплекс подходов, принципов и методов выделения, оценки и исследования этого явления.

В качестве конкретно-предметного понятие системы использовалось очень давно. Оно встречается в работах Бэкона, Гегеля, Милля, Паскаля и др. В качестве методологического оно используется сравнительно недавно.

Раньше в науке и практике существовал и господствовал редукционистский подход, который был построен на сведении свойства целого к свойствам составляющих его элементов. В лучшем случае отличие свойств целого видели только в количественных характеристиках (сумма элементов и их свойств). Эта методология характеризует не столько недостатки, сколько этап развития науки, который предопределял возникновение новой методологии – системного подхода.

Системный подход возник как противоположность редукционистскому и обогатил научные исследования новыми принципами. При этом редукционистский подход не канул в вечность. Для многих явлений он может быть полезен и сегодня. Нередко он используется в моделировании явлений определенного класса.

Системный подход оказывается наиболее важным и продуктивным для исследования социально-экономических явлений. Управление относится к классу именно таких явлений.