Системный подход
Системный подход – универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление. Само понятие "система" возникло в глубокой древности, однако общая теория систем и основанный на ней общенаучный метод (системный подход) разработаны и используются сравнительно недавно.
Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая; во-вторых, – информация, достаточная для решения поставленной задачи. Данная особенность системного подхода обусловлена тем, что рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении – в том отношении, в котором объект выступает как система.
Любой объект в одном отношении есть система, а в другом – не-система. Определить объект как систему – значит выделить то отношение, в котором он выступает как система. Однако чем задается данное отношение, в каком отношении явление выступит как система? Как система объект выступает лишь относительно своей цели, той цели, которую он способен реализовать, достигнуть. И в этом отношении объект является целым, представляет собой целостность. В прикладном аспекте "целостность" и "системность" – тождественные свойства явлений.
Цель как бы вычленяет, очерчивает в объекте систему, ибо в последнюю войдет из объекта только то, что определяет свойства, необходимые для достижения цели. Если один и тот же объект может реализовать несколько целей, то относительно каждой он выступит как самостоятельная система. В то же время всякая вещь в каком-то отношении есть система, ибо всегда имеется цель, которая может быть достигнута свойствами данной вещи. Эта закономерность характеризует системный подход как универсальный инструмент познавательной деятельности.
Как системный подход соотносится с комплексным?
Думается, что существование и использование комплексного подхода отдельно от системного невозможно, а попытки рассмотреть его как самостоятельный метод чреваты утратой в нем научного смысла, научной основы. В таких случаях он сохраняет лишь обыденное ОГЛАВЛЕНИЕ в виде стремления охватить как можно больше сторон, свойств, компонентов явлений и в этом случае, по существу, совпадает с эклектикой.
Комплексный подход, на наш взгляд, имеет смысл выделять как особую разновидность системного метода. Системный подход приобретает форму комплексного тогда, когда речь идет об исследовании систем, в состав которых входят элементы, одновременно функционирующие в других системах, причем других по своей природе, с которыми комплексные системы на этом основании связаны сложными функциональными и иными зависимостями. Отсюда можно сделать вывод, что комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем. Если комплексный подход не организован на принципах системности, он представляет собой не что иное, как эклектику.
Система – объект, функционирование которого, необходимое и достаточное для достижения стоящей перед том цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
Элемент – внутренняя исходная единица, функциональная часть системы, собственное строение которой не рассматривается, а учитываются лишь ее свойства, необходимые для построения и функционирования системы.
"Элементарность" элемента состоит в том, что он есть предел членения (в конкретном исследовании) системы, поскольку его внутреннее строение в данной системе игнорируется, и он выступает в ней в качестве такого явления, которое в философии характеризуют как "простое". Хотя в иерархических системах элемент тоже может быть рассмотрен как система. От такого явления, как "часть", элемент отличает то, что слово "часть" указывает лишь на внутреннюю принадлежность чего-либо объекту, а "элемент" всегда обозначает функциональную единицу. Всякий элемент – часть, но не всякая часть – элемент.
Состав – полная (необходимая и достаточная) совокупность элементов системы, взятая вне ее структуры, т.е. набор элементов.
Структура – отношения между элементами в системе, необходимые и достаточные для того, чтобы система достигла цели (целесообразные отношения). Структура возникает на основе качеств, сторон, свойств элементов, и чем больше этих качеств и сторон элементов задействовано в системе, тем сложнее ее структура.
Функции – способы достижения цели, основанные на целесообразных свойствах системы.
Функционирование – процесс реализации целесообразных свойств системы, обеспечивающий ей достижение цели.
Цель – это то, чего система должна достигнуть на основе своего функционирования.
Целью может быть определенное состояние системы или иной продукт ее функционирования. Отметим еще раз: объект выступает как система лишь относительно своей цели. Цель, требуя для своего достижения определенных функций, обусловливает через них состав и структуру системы.
Среда – все иные системы, с которыми данная система взаимодействует и которые выступают в качестве внешних условий ее функционирования и развития.
Системный подход имеет два аспекта: познавательный (описательный) и конструктивный (используемый при создании систем). У каждого из этих аспектов – свой алгоритм реализации. При описательном подходе внешние проявления системы (ее целесообразные свойства, а также функции как способы достижения цели) объясняются через ее внутреннее устройство – состав и структуру. При проектировании же системы процесс идет по следующим категориальным ступеням: проблемная ситуация – цель – функция – состав и структура – внешние условия. В то же время конструктивный и описательный аспекты системного подхода тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Так, в правотворческой деятельности, где проектируются нормативные модели правоотношений, на первый план выступает конструктивный аспект. При исследовании же правоотношения как "готовой" конструкции, реально существующей и действующей в правовом механизме, следует начинать с описания его состава и структуры.