Системные свойства этики личности
Раскроем общие свойства систем на примере этической системы личности.
1. Целостность. Личностная мораль есть некое единство, обладающее рядом свойств, не присущих ни одному из элементов морального сознания и не являющихся суммой свойств элементов морального сознания человека. Поведение и свойства элемента системы зависят от его места в диспозиции приоритетов личности, которая в свою очередь может достаточно легко изменяться под влиянием реальных и эмоциональных факторов. Изменения в одном элементе, в одной области этической системы личности почти с неизбежностью ведут к изменениям в других элементах и отношениях, к пересмотру иерархии этических элементов, их значимости, системы в целом. Можно, например, сравнить расстановку приоритетов в сфере моральных принципов, ценностей и проявления моральных качеств человека холостого и человека, ставшего семейным.
2. Неаддитивность системы, или сверхаддитивность, — это отношение, когда целое не определяется в полной мере его частями, т.е. не равно простой сумме частей. Есть мнение, что близким по смыслу к этому термину в теории систем является термин эмерджентность (англ. emergence — возникновение, появление нового, внезапность, срочный, крайний случай) — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним — "системный эффект", синергетический эффект. Вообще свойство эмерджентности целесообразнее соотносить с внезапностью, непредсказуемостью появления новых свойств в системе, невозможностью заранее определить момент появления и сущность новых свойств, а само явления возникновения таких неожиданных системных свойств точнее было бы обозначать понятиями "неаддитивность", "сверхаддитивность", "синергичность". В сознании человека моральные качества не просто суммируются друг с другом, а взаимодействуют, имеет место даже борьба между "хочу" и "можно", и какое побуждение победит, нередко сам человек не может точно предсказать. Кроме того, невозможно полностью установить все элементы этики личности, их свойства, проявляющиеся в конкретном случае, в ситуации и способные так или иначе повлиять на текущее и будущее поведение субъекта. Это относится и к восприятию собственной этики личностью, и к восприятию этики личности сторонним наблюдателем. Синергичность системы — это комбинированное воздействие двух или более факторов, взаимодействие двух или более элементов системы, характеризующееся тем, что их объединенное действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы.
3. Структурность. Поведение системы, как уже указывалось, обусловлено не только свойствами ее элементов, но и свойствами ее структуры, расположением элементов и взаимодействием в системе, расстановкой приоритетов, значимостью элементов; характером и особенностями их связей. Невозможно точно определить структурную диспозицию элементов этики, иерархию, отношения между ними, особенно в изменяющихся условиях.
4. Взаимозависимость системы и среды. Система вычленяется из среды, включающей совокупность аналогичных систем, связанных между собой и образующих систему более высокого уровня (группу, общность и т.п.) и системы другого вида, прямо или опосредованно влияющие на систему. Система формируется и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой. В менеджменте и маркетинге открытая система — это система, осуществляющая информационное, энергетическое, вещественное и иное взаимодействие с окружающей ее средой, которая является стабильной только при сохранении такого обмена. Личностная мораль, этическая система личности является продуктом влияния и интериоризации этических систем других людей, реальных и идеальных примеров, неповторимых условий формирования личности и ее этики, воздействия этических систем более высокого уровня — семейных, групповых, трудовых, профессиональных, национальных, религиозных, наконец, общечеловеческих. Личность, субъект активно воздействует па окружающую среду, и хотя масштабы и последствия этого воздействия различны (от влияния на ближний круг общения до влияния на судьбы и мораль народов земли, когда речь идет об исторических личностях), влияние всегда имеет место.
5. Автономность. Этическая система личности существует и развивается согласно не только общим, но и ее собственным, только ей присущим законам; вообще уникальность присуща и системам, и их онтогенезу, т.е. индивидуальному развитию. Так, переходя в более старший возраст, меняя место работы, профессию, состав семьи, человек обычно переоценивает ценности, пересматривает приоритеты в жизни, строит в той или иной степени иную, но уникальную этическую систему.
6. Адаптивность. Система этики может приспосабливаться к изменениям внешней среды. В психотравмирующих или конфликтных ситуациях включаются описанные З. Фрейдом механизмы психозащиты типа рационализации, замещения, сублимации и т.п., позволяющие сохранить душевное спокойствие и целостность личности и моральных принципов (хотя, возможно, со стороны это выглядит как измена этическим принципам). Однако адаптивность небеспредельна: выход за ее пределы обозначается словами "излом", "срыв", "аффект", "разрушение", "дезадаптация", "деформация" и т.п. Показательны опыты С. Милгрэма и последствия влияния его экспериментов на моральные ценности многих участников его экспериментов, когда ценность человеческой жизни рядом участников была неожиданно для них самих принесена в жертву желанию исполнить условия соглашения с учеными и выглядеть в их глазах добросовестным исполнителем указаний.
7. Иерархичность. Отношения между элементами этической системы представлены в виде иерархической структуры, моральные ценности реально находятся в определенной диспозиции, в процессе принятия решения человек определяет их относительную значимость и обычно поступает, опираясь па наиболее значимые принципы, ценности, качества. Каждый компонент системы может быть представлен как иерархическая система, а сама система — как компонент более крупной системы. Так, моральные ценности включают в свой состав, по М. Рокичу, терминальные и инструментальные ценности, каждая группа из этих двух представлена примерно 20 видами ценностей. Разумеется, состав и структура ценностей М. Рокича является только его теорией, у других ученых иные представления. В то же время этическая система личности влияет не только на ближний круг людей, но нередко па всю организацию и даже крупный социум, если эта личность занимает позицию лидера высокого уровня. Выделение системы из окружающей среды определяется задачами исследования и точкой зрения исследователя. Иерархия, взаиморасположение элементов, восприятие системы зависят от того, что именно из свойств, элементов, качеств, отношений исследователь принимает в качестве ключевого фактора, а что — в качестве подчиненных, какие считает нужным включать в состав важных, а от каких абстрагироваться.
8. Уникальность систем. У системы есть общевидовые (филогенетические) свойства, а также собственные (онтогенетические) свойства, которых нет ни у одной другой системы. Личностная этическая система формируется в процессе формирования личности, является се неотъемлемым элементом; генетическая уникальность и уникальные условия и факторы социализации определяют и уникальность этической системы. Уникальность присуща не только системам, но и элементам систем; уникальность проявляет себя по-разному: в одних случаях она малосущественна, ею можно пренебречь, в других она решающим образом влияет на поведение. Иногда исследователю нужно определить общие закономерности, наиболее часто встречающиеся, типические свойства и качества, а иногда исследовать специфику, выявить факторы уникальности, с высокой степенью вероятности определяющие неповторимость и уникальность поведения, реакции на воздействие. Чтобы принимать уникальность за пренебрежительно малую величину, нужны серьезные основания и обоснования.
9. Множественность описаний. Принципиальная сложность каждой системы требует для ее познания всестороннего рассмотрения разными науками, построения множества моделей, каждая из которых описывает определенный аспект системы. Разработка единой адекватной модели большой сложной живой системы невозможна, все прогнозы относительно поведения систем имеют вероятностный характер. Исследование теорий и практики действия морали в разных аспектах показывает многообразие представлений, касающихся морали и этики. Так, религиозная этика в современном мире представлена несколькими сотнями религий, учений, ветвей, сект, ересей, каждая из которых считает себя истинной и часто занимает не толерантную, а воинствующую позицию по отношению к представителям иной веры.
10. Динамичность. Этическая система находится постоянно в развитии. Гибкость и динамичность этических принципов, их ситуативную изменчивость показывают известные опыты С. Милгрэма и Ф. Зимбардо. В силу этого прогноз поведения практически всегда базируется на несколько устаревших данных и не может быть идеальным. Здесь можно упомянуть и такое свойство систем, как непредсказуемость, внезапность, неожиданность (для наблюдателя) поведения, поступков, проявления качеств, эмерджентность (англ. emergency — непредвиденность). Нам не дано точно предугадать, в какой именно момент накопилось необходимое количество потенциала для появления нового качества.
11. Инертность, консерватизм, ригидность живой системы этики, невозможность мгновенного переключения, перехода из одного состояния в другое. Принципы, привычки, стереотипы, мнения значительная часть людей меняет очень неохотно, поскольку такие изменения, по-видимому, увеличивают степень неопределенности, непредсказуемости, неожиданности, причем часто ожидается от изменений нечто неприятное. О стойкости этических принципов говорят и профессиональные гипнотизеры: даже введенный в состояние гипноза человек, который может терпеть боль и проявлять совершенно несвойственные ему в нормальном состоянии сознания свойства ума и тела, при вторжении гипнотизера в сферу глубинных, фундаментальных нравственных устоев может самопроизвольно выйти из гипнотического состояния.
Напомним вкратце основные постулаты ситуационного подхода, который требует рассмотрения системы, в том числе этической системы человека, как динамично развивающегося явления, открытого воздействию внешней среды, взаимодействующего со средой.
Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.
Специфика ситуативного подхода выражается в следующих принципах:
1) принцип ситуационизма — тонкость и частая скрытость ситуационных факторов при одновременно значительной силе их воздействия на поведение системы;
2) принцип субъективной интерпретации конкретной ситуации индивидом;
3) принцип напряженности систем: и психика человека, и социальная группа — напряженные системы, поля, где имеет место неустойчивое равновесие между побуждающими и сдерживающими силами, и даже малый фактор внешней среды, т.е. воздействие ситуационного характера, может вызвать лавинную реакцию.
Приведем пример динамичности и ситуативное™ этической системы человека, подверженности влиянию ситуации.
В интервью "Российской газете" заместителя директора Института психологии РАИ Андрея Юревича приводится такое наблюдение: "Когда выдающийся русский философ Владимир Соловьев совершил путешествие в Африку, он спросил у туземца, как он понимает добро и зло. Тот ответил, что зло — это когда сосед нападает на меня, избивает меня до полусмерти, отбирает мою жену, уводит мой скот, а добро — когда я нападаю на соседа, отбираю его жену, увожу его скот. Вот такое чисто прагматическое понимание добра и зла, невидение грани между ними очень характерно для значительной части нашей нынешней молодежи".