Лекция 4. СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения материала данной главы обучающийся должен:
знать
• сущность системы государственной службы;
• правовое оформление, особые признаки и специальный правовой статус видов государственной службы в России;
уметь
• выявлять критерии классификации видов государственной службы;
• анализировать каждый вид государственной службы: организацию, прохождение и прекращение;
владеть
• технологией правового регулирования государственной гражданской службы;
• способностью обобщения, анализа и воспроизведения официальной информации.
Система государственной службы Российской Федерации
Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности.
Под видами государственной службы понимается ее специализация, которая зависит от уровня и функций соответствующих государственных органов.
Федеральным законом № 58-ФЗ закреплено положение о том, что система государственной службы Российской Федерации включает:
1) гражданскую службу;
2) военную службу;
3) правоохранительную службу.
Установлено также разделение гражданской службы Российской Федерации с учетом принципа федеративного устройства государства на:
– федеральную гражданскую службу;
– гражданскую службу субъекта РФ (ст. 2).
Таким образом, налицо три вида федеральной государственной службы (военная, правоохранительная и федеральная гражданская) и один вид государственной службы субъектов РФ (гражданская служба субъекта РФ).
Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ (ст. 4 Федерального закона № 58-ФЗ).
Статья 5 Федерального закона № 58-ФЗ определяет понятия: "государственная гражданская служба", "федеральная государственная гражданская служба" и "государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации".
Государственная гражданская служба (далее – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Федеральная государственная гражданская служба (далее – федеральная гражданская служба) – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной гражданской службы но обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта РФ (далее – гражданская служба субъекта РФ) – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской службы субъекта РФ но обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.
Федеральный закон № 58-ФЗ в ст. 6 и 7 содержит определение также военной и правоохранительной службы (см. подробнее об этом параграфы 4.2 и 4.3).
Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация, как отмечалось ранее, – в ведении субъекта РФ.
Таким образом, каждый вид государственной службы имеет свое правовое оформление, характеризуется особыми признаками и специальным правовым статусом.
Наряду с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом № 58-ФЗ, в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.
В качестве одного из критериев классификации видов государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Отсюда вытекает подразделение государственной службы на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
Виды государственной службы можно классифицировать также на основании критерия, связанного с организационно- правовыми формами федеральных органов исполнительной власти. Например, федеральная государственная служба может классифицироваться па следующие подвиды: служба в федеральном министерстве и его территориальных органах, федеральной службе, федеральном агентстве и иных федеральных органах исполнительной власти. Следует отмстить, что здесь могут встречаться в зависимости от юридического статуса того или иного федерального органа исполнительной власти как гражданская служба (например, в системе Минобрнауки и Минздрава России), так и военная служба (в системе Минобороны России, ФСБ России, внутренних войсках МВД России), и правоохранительная (в системе МВД России, ФСИН и ФСКП России).
Таким образом, Федеральный закон № 58-ФЗ закрепил новую систему государственной службы России, состоящую из двух уровней – федерального и уровня субъекта РФ.