Системные характеристики политической теории
Из сказанного выше очевидно, что простое описание или систематизация эмпирических фактов, взятые сами по себе, не составляют теорию. Теория как особая форма освоения и истолкования мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками. Иначе говоря, политическая теория теснейшим образом связана с политической философией, поэтому даже в наши дни их нередко отождествляют. Это служит фактором, затрудняющим проведение сколько-нибудь четкой границы между ними.
Чем же политическая теория и политическая философия отличаются друг от друга?
Как представляется, политическая философия берет исследуемые материи в их целостности, стремится постичь лежащий в их основе универсальный принцип, понять саму природу мира политического вообще, природу государства и власти и т.д., абстрагируясь от их конкретных воплощений.
Что касается политической теории, то она концентрирует внимание на конкретных проявлениях мира политического, таких, например, как структура и функции, институты и субъекты, их поведение, формы и типы политических систем, правила политической игры и др. Теория помогает установить связь между теми или иными отдельными фрагментами интересующей нас реальности, их смысловую значимость.
В этом плане задача теории состоит в формулировании смысловых значений, логически связывая их в единое целое, в их формализации. Иначе говоря, политическая теория призвана абстрактно-логически отразить и объяснить политические феномены, институты, процессы, отношения. Это – средство, метод, форма постижения мира, происходящих в нем событий и процессов. Как отмечал американский социолог Т. Парсонс, теории представляют собой аналитические конструкции, используемые для исследования "внешнего мира так называемой эмпирической реальности". При этом "по крайней мере, некоторые из общих концепций науки не являются фикциями, а адекватно “схватывают” аспекты объективного внешнего мира".
Люди воспринимают различные теории по-разному. Этим объясняется существование множества идей и теорий, каждая из которых по-своему объясняет одни и те же феномены, отражает какие-либо одни аспекты данных феноменов. Поэтому в общественных и гуманитарных науках нет и не может быть единой, общепринятой теории.
В виде четко сформулированных научных конструкций теория призвана помогать в раскрытии и исследовании фактов. Парсонс подчеркивал, что теории должны быть в конечном счете системами пропозиций о фактах. Сам он ставил своей задачей формулирование "всеобщей теории социальных наук"[1], призванной выполнять три главные функции: 1) кодификацию существующего конкретного знания; 2) проведение исследований; 3) обеспечение рамок интерпретации исследуемых реалий. Отсюда – теории структурно-функционального анализа, типологии политических и партийных систем, теории демократии, тоталитаризма и авторитаризма и т.д.
Существуют теории разных уровней, концентрирующие внимание на отдельных сферах и феноменах политической жизни, таких как структуры и функции, институты и субъекты, их поведение, роли и взаимоотношения и т.д. Они подразделяются следующим образом:
1) теории низшего уровня, в задачу которых входит трактовка того или иного конкретного политического явления, например политического поведения тех или иных социальных групп на конкретных президентских или парламентских выборах;
2) теории среднего уровня, призванные выявить и объяснить системные и структурные составляющие ключевых институтов, тенденции и процессы их функционирования и развития;
3) теории высокого уровня, призванные дать общую картину форм проявления мира политического как такового. Главная их цель состоит в раскрытии в органическом единстве глубинных, ключевых аспектов политической жизни общества, выявлении и объяснении условий, факторов, процессов самоорганизации, организации и дезорганизации как мира политического в целом, так и государства, власти, партий, политических систем, режимов в частности.
В данном учебнике внимание концентрируется на общей политической теории – теории высокого уровня.