Лекция 11. СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИРОПОРЯДКА: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
По своим структурным, организационным и функциональным параметрам мировое сообщество можно представить как сложную многослойную сверхсистему или надсистему. Она состоит из множества взаимосвязанных, взаимозависимых, сотрудничающих и в то же время конфликтующих между собой подсистем в лице национальных государств, разного рода международных межгосударственных и негосударственных организаций, многонациональных корпораций и т.д. Различия между ними определяются историческими, национально-культурными традициями, социокультурными, политико-культурными, конфессиональными, геополитическими и иными характеристиками.
Соотношение принципов самоорганизации и организации международно-политических систем
Любая система является результатом взаимодействия и взаимопереплетения различных факторов, определяющих характер ее структурной самоорганизации и организации. В этом контексте применительно к формированию и функционированию миропорядка важное значение имеет выяснение различий между процессами организации и самоорганизации, самоуправления и управления как мирового сообщества в целом, так и конкретных его субъектов.
Под организацией понимается комплекс сознательных, целенаправленных действий людей или институтов (например, государства) по созданию, регулированию и управлению теми или иными феноменами, процессами, событиями для решения конкретных задач. Иначе говоря, организация есть результат воздействия на процессы порядкообразования извне.
Самоорганизация же предполагает действия определенной группы субъектов, которые вступают во взаимодействие друг с другом, преследуя свои цели, без какого-либо принуждения извне, анархически, путем проб и ошибок. В этом случае процесс системообразования, структурирования, обеспечения порядка осуществляется главным образом изнутри, самостоятельно. Это происходит в силу встроенных в саму систему механизмов группирования и координации действий этих субъектов в процессе их взаимодействия, взаимного притяжения и интеграции.
Можно выделить три разных, но теснейшим образом взаимосвязанных и дополняющих друг друга уровней организации и самоорганизации мирового сообщества: глобальный, региональный и национальный. Говоря о первом уровне, имеем в виду формирование и функционирование самого мирового сообщества в его отношении с акторами регионального и национального уровней.
Второй уровень включает механизмы, процессы, особенности взаимодействия различных субъектов наднационального и субнационального характера.
На третьем уровне речь идет о природе взаимодействующих между собой субъектов мирового сообщества национального масштаба, т.е. национальных государств как главных составляющих мирового сообщества и субъектов международных отношений.
Одним из важнейших достижений системных и синергетических исследований стало признание неустойчивости и нестабильности в качестве фундаментальных характеристик различных форм самоорганизации человеческих сообществ как на национально-государственном, так и на мировом уровнях. При этом сами понятия неустойчивости и неравновесности освобождаются от негативного оттенка, поскольку они такие же составляющие мира, как стабильность, устойчивость и равновесие.
Значимость такой постановки вопроса станет очевидной, если учесть, что миропорядок по своим основополагающим принципам формирования и функционирования представляет собой открытую, сложную, неравновесную систему. В силу этого она характеризуется высокой степенью динамичности, неустойчивости и неопределенности. Как любая такая система, миропорядок подчиняется законам синергетики — теории самоорганизации систем. Если использовать синергетическую терминологию, то формирование и постоянную трансформацию мирового порядка можно рассматривать как процесс возникновения порядка из анархии.
В естественных науках при синергетическом подходе используются понятия хаос, порядок, порядок из хаоса и др. В социальных и гуманитарных науках применительно к социальным системам (гражданскому обществу, государству, общественным и политическим организациям, мировому сообществу и т.д.) вместо этих понятий представляется более корректным использовать понятия анархия, порядок, порядок из анархии и др.
Верно, что ломка сложившихся в течение многих поколений, веков и даже тысячелетий социально-экономических, политических, духовных и иных структур подрывает сами основы существующей системы. Это приводит к широкомасштабным пертурбациям, революциям, кризисам. Их результатом может стать исчезновение с исторической арены соответствующей системы или сообщества. Или же, получая импульсы извне и мобилизуя внутренние ресурсы, они способны найти новые возможности для выбора оптимальных ответов на внешние вызовы и встать на путь самоорганизации на новых основаниях.
Все же хаос в социальных и социокультурных системах, особенно современных, в том смысле, в каком он понимается в естественных и точных науках, можно считать предельным случаем, который для целей исследования можно вывести за скобки. Нельзя сказать, что человечество при каждой из пертурбаций возвращалось к первобытному хаосу. Даже при полном распаде цивилизаций, мировых империй или держав продолжали действовать определенные морально-этические, традиционные, семейные, экономические и иные нормы, институты и т.д., в совокупности составляющие своего рода генетический код того или иного народа.
К примеру, западное человечество со времени своего возникновения до наших дней пережило множество разного рода трансформаций и революций. Они привели к радикальным сменам социальных, социокультурных систем, форм государственного устройства, политических режимов и т.д. Но фактом остается то, что и по сей день сохраняют значимость некоторые базовые ценности, принципы, правила, стереотипы взаимоотношений людей, сами социальные параметры человеческого общежития и т.п., сформировавшиеся на протяжении многих веков и даже тысячелетий.
Поэтому к трансформациям такого рода применить формулу "от хаоса к порядку" представляется неправомерным. Речь должна идти, конечно, о преодолении анархии и установлении той или иной формы стабильного порядка.
Значимость разного рода пертурбаций, кризисов, революций состоит в том, что в процессе их преодоления неравновесными системами обеспечивается устранение устаревших, исчерпавших свой ресурс, показавших свою нежизнеспособность узлов, элементов и формирование новых элементов и структур, более соответствующих новым реальностям. Это, как сказал бы Й. Шумпетер, "созидательное разрушение", под которым подразумевается избавление от старого для расчистки места для созидания нового.
Иначе говоря, неустойчивость, беспорядок, напряженность, кризис, анархию (хаос) нельзя рассматривать однозначно негативно. Всестороннее исследование этой проблемы, как представляется, может помочь правильно понять и осознать динамику неравновесных но своей природе общественно-исторических процессов, разработать формы, пути и средства разумного ответа на порождаемые ими вызовы.
Для международно-политической системы, как и большинства других открытых систем, характерно органическое сочетание таких дополняющих друг друга противоположностей, как:
— статика и динамика;
— устойчивость и неустойчивость;
— определенность и неопределенность;
— единообразие и разнообразие;
— симметрия и асимметрия;
— линейность и нелинейность;
- предсказуемость и непредсказуемость и т.д.
При таком понимании миропорядок нельзя рассматривать как раз и навсегда установившуюся, завершенную систему, потому что в ней начало становления, динамика преобладает над началом ставшим, завершившимся. Здесь принципы самоорганизации и организации (понимаемой как целенаправленная деятельность по упорядочению, структурированию и управлению системами) сочетаются в органическом единстве.
В формировании, сохранении и в более или менее эффективном функционировании мирового сообщества в качестве инструмента или механизма самоорганизации главную роль играет феномен, который еще А. Смит назвал "невидимой рукой". Разумеется, этот феномен нельзя трактовать буквалистски, как его понимая сам Смит применительно к современной ему экономической системе. В нашем случае в расчет нужно принимать более высокий и сложный системный уровень, более сложное и многообразное переплетение внешних и внутренних факторов, элементов, отношений, принципов и т.д.