Системность

Значимой особенностью семейного консультирования в детском центре является системность работы специалистов, взаимодействующих с разными звеньями и членами семейной системы. Кроме того, важной формой работы являются регулярные интервизии и консилиумы, на которые собираются все специалисты, работающие с ребенком и его семьей, что дает возможность собирать, обобщать и интегрировать материал с дальнейшим обсуждением с позиции работы с разными звеньями семейной системы.

Работа центра строится как многоуровневая и системная. В отличие от частного кабинета, в детском центре ребенок и его семья оказываются в центре внимания команды специалистов, подбирающих оптимальную индивидуальную программу исходя из нужд конкретного ребенка и обеспечивающих надежный "конверт". Очная деятельность центра подкрепляется заочной формой — телефонным консультированием. Работа телефона доверия обеспечивает реализацию целого ряда функций: экстренного и поддерживающего консультирования, информационную, диспетчерскую и пр. На рис. 20.2 схематически изображена структура деятельности государственного детского центра.

Рис. 20.2. Структура деятельности центра

Ребенок, приходящий в центр, является представителем целого ряда систем, в частности, семейной системы, которая выдвигает его как идентифицированного пациента. Трудности и симптомы, являющиеся причиной обращения, с точки зрения системного подхода, являются следствием особенностей функционирования семейной системы, ее структурных, коммуникативных, динамических и исторических характеристик. Кроме того, все чаще подчеркивается идея, согласно которой семья воспринимается не только как источник переживаемых ребенком нарушений, но и как источник сил и ресурсов, а также как залог устойчивости. Работа с семьей рассматривается как неотъемлемый элемент разного рода превентивных программ. Одной из задач семейной терапии является снижение фокуса на ребенке как на "проблеме". Необходимо способствовать тому, чтобы внутренний мир и позиция ребенка были эксплицированы в пространстве встречи.

В то же время ребенок представляет свою семью более широкому социальному кругу, в социальных институтах — детском саду, школе и т.д. Интересно, что, по нашему опыту семейного консультирования, группа детей, готовящихся к поступлению в школу, составляет значительный процент среди общего числа обращений. Ребенок выходит в более широкое социальное пространство. От того, насколько хорошо он впишется в этот контекст, будет зависеть складывающееся в социуме восприятие как его родителей, так и их компетентности в вопросах воспитания.

Кроме того, именно в социальных институтах проявляются сложности, игнорируемые или не находящие должного разрешения в семье и являющиеся сигналом неблагополучия. Школа, детский сад или другое учреждение могут направить ребенка в центр на консультацию. Если проблема принимает более серьезный оборот, инициатором направления может стать комиссия по делам несовершеннолетних. В любом случае необходимо учитывать специфику позиции семьи в зависимости от инициатора обращения.

Ряд функций реализует выездной отдел. В его компетенцию входит целый спектр программ: профориентационные, профилактические, психологического просвещения, службы примирения и др. Если выездной отдел отвечает за очное консультирование, то заочное сопровождение представлено работой телефона доверия для детей, подростков и их родителей. Помимо того, что у каждого сектора имеется своя сфера деятельности, все они взаимосвязаны и взаимодействуют через интервизорские и супервизорские встречи при обсуждении сложных случаев.