Система варн

С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий (наследственных социальных групп) – варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми: утверждалась строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия. Таким образом, варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы – варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии – варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну – вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения – "второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог Брахма – творец всего существующего – сотворил брахманов из своих уст, кшатриев – из рук, вайшьев – из бедер и шудр – из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни, определяющий морально-нравственные представления и нормы поведения.

Рабство в Древней Индии

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее, в праве отсутствовало отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняли собой классы; это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на Варны провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным ОГЛАВЛЕНИЕм древнеиндийских сборников законов.

Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл.

Законы Ману выделяли семь источников рабства: военный плен, рождение в рабстве, раб подаренный, купленный, полученный но наследству, раб в силу наказания и раб за ОГЛАВЛЕНИЕ (видимо, самопродажа).

Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину в 20–25% от стоимости, сдавали в наем, закладывали и т.д. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.

Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей, хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.

В отличие от Греции и Рима, индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и варновых связей.

Особенностью древнеиндийского рабства является также его неразвитость. Наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

Несмотря на ряд особенностей, рабство в Древней Индии по своим основным признакам было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых, – это отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии так же, как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба.