Система управления
Все помнят героев известной басни И. Л. Крылова – Лебедя, Рака и Щуку. Взялись они за полезное дело, старались изо всех сил, но в результате "воз и ныне там". Причина этой неудачи в том, что их усилиями никто не управлял. Если оглянемся вокруг себя, то увидим, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. Управление неодушевленными объектами, подчиняющимися в своем действии законам природы, носит технический характер. Другое дело люди – их реакция на внешнее воздействие непредсказуема. В управлении людьми вступают в действие методы социального управления, разновидностями которого являются государственное управление, военное управление, хозяйственное управление и др.
Управление – это функция биологических, социальных, технических и организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности. На рис. 2.26 представлены три основных класса управления.
Рис. 2.26. Классы управления
Управление в технических системах – это управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление процессами, протекающими в живой природе и связанное с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами, их изучением занимаются естественные науки. Управление в социальных системах – это управление людьми. Оно охватывает воздействие на деятельность людей, которая является объектом изучения социальных наук. В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социальные экономические системы. Социальное управление – процесс, присущий только человеческому обществу. Возникновение управления как особого вида общественной деятельности связано прежде всего, с разделением труда. Чтобы говорить об этапах процесса управления, необходимо рассмотреть понятия "система", "подсистема", охарактеризовать строение и функционирование системы. Существует несколько трактовок понятия "система". Рассмотрим их.
Система – это комплекс взаимодействующих элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих некоторое целое единство, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала[1].
Система управления делится на управляемую и управляющую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих решений. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы.
Элемент – простейшая неделимая часть системы[2].
Подсистема представляет собой более крупные компоненты, чем элементы, в то же время более детальные, чем системы в целом[2].
Структура – это строение, расположение порядок; она отражает наиболее существенные отношения между элементами и подсистемами, представляет собой совокупность элементов и связей между ними[2].
Связь – обеспечивает возникновение и сохранение структуры и целостных свойств системы. Связь характеризуется направлением, силой и характером. По первым двум признакам связи можно разделить на направленные и ненаправленные, сильные и слабые[1], по характеру – на связи подчинения, управления.
Состояние – это множество существенных свойств, которыми обладает система в данный момент времени.
Поведение – способность системы переходить из одного состояния в другое.
Внешняя среда – это множество элементов, которые не входят в систему, но влияют на ее поведение и состояние.
Модель – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств.
Устойчивость – это способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних возмущений[6].
Любую систему можно охарактеризовать одним или несколькими признаками.
По степени организованности системы делятся на хорошо организованные, плохо организованные и самоорганизующиеся. По взаимодействию системы делятся на открытые и замкнутые, при этом замкнутая система в процессе своего функционирования использует только ту информацию, которая вырабатывается в ней самой. По степени сложности различают простые и сложные системы. Простые системы характеризуются небольшим числом элементов. Сложные системы состоят из большого числа элементов и характеризуются разветвленной структурой, выполняют более сложные функции.
По естественному разделению системы делятся:
• на технические – это искусственные системы, созданные человеком;
• биологические – различные живые организмы, популяции;
• социально-экономические– системы, существующие в обществе, обусловленные присутствием и деятельностью человека.
Мы будем рассматривать социально-экономические системы.
Взаимодействие систем означает обмен информацией: от управляемой системы идет команда, а в обратном направлении – информация о функционировании управляемой системы. Система такого характера является открытой, так как идет постоянный обмен информацией не только между подсистемами, но и с окружающей социальной средой. Влияние внешней среды принимает следующие формы:
1) команда вышестоящих органов;
2) взаимовлияние системы и общества через средства массовой информации;
3) изучение потребностей потребителей и т.д.
Процесс управления имеет циклический характер
и состоит из множества управленческих циклов, при этом каждый цикл должен быть направлен на обеспечение оптимального функционирования и развития системы.
Любая система находится либо в режиме функционирования, либо в режиме развития. Процесс функционирования и развития сложных систем имеет ряд закономерностей[7]:
1) закономерность целостности системы – проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам. Целостность системы характеризуется двумя свойствами:
• свойства системы не являются суммой свойств элементов или частей системы,
• свойства системы зависят от свойств элементов, частей – изменения в одной части системы вызывают изменения во всех остальных частях;
2) закономерность интегративности – проявляется в формировании и сохранении целостности системы;
3) закономерность коммуникативности – проявляется в возникновении коммуникаций со средой, так как система не изолирована и представляет собой подсистемы, взаимодействующие друг с другом;
4) иерархичность – проявляется в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии, благодаря чему на каждом уровне возникают новые свойства, отсутствующие у них в изолированном состоянии;
5) эквивалентность – одна из наименее исследованных закономерностей, характеризует предельные возможности систем определенного класса сложности;
6) закономерность историчности системы – заключается во внутреннем противоречии между элементами системы;
7) закономерность осуществимости и потенциальной эффективности – заключается в получении количественных выражений предельных законов для таких качеств системы, как надежность, помехоустойчивость, управляемость. На основе этого выработаны оценки жизнеустойчивости системы.
В соответствии с сущностью системного подхода система управления производством должна состоять из внешнего окружения и внутренней структуры (рис. 2.27).
Рис. 2.27. Системный подход в управлении
Ко входу системы относится все, что получает организация для производства: сырье, материалы, оборудование, комплектующие, энергия, информация, документы и т.д. Выходом является выпускаемая организацией продукция.
К компонентам обратной связи относятся дополнительные требования и рекламации потребителя, новая информация и т.д. Подсистема "научное обоснование системы" состоит из компонентов: изучение механизмов действия экономических законов; применение научного подхода к управлению; применение принципов управления различными объектами; применение современных методов и моделей управления.
Целевая подсистема состоит из компонентов: повышение качества выпускаемой продукции и услуг; ресурсосбережение по стадиям жизненного цикла выпускаемых товаров; расширение рынка сбыта товаров; организационно-техническое развитие производства; повышение качества сервиса потребителей товаров; социальное развитие коллектива. Обеспечивающая подсистема состоит из компонентов: методическое обеспечение; ресурсное обеспечение; информационное обеспечение; правовое обеспечение. Управляемая подсистема состоит из компонентов: стратегический маркетинг; инновационный менеджмент; финансовый менеджмент; организация производства; тактический маркетинг; организация сервиса потребителей товаров. Управляющая подсистема состоит из компонентов: разработка рациональных управленческих решений; оперативное управление.
Производственные объекты представляют собой сложные иерархические системы, состоящие из взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем (предприятие, цех, производственный участок и т.д.). Организация и управление производством состоит в проектировании и обеспечении функционирования системы в целом: установление взаимосвязи элементов системы, создание условий и механизма согласования элементов системы, организационное построение органов управления. Системный подход в управлении производством предполагает рассмотрение производственной деятельности как производственной системы, выполняющей операционные функции.
Операционная функция включает в себя те действия, в результате которых производятся товары и услуги. К операциям можно отнести: сборку и разъединение деталей, подготовку предмета к другой технологической, транспортной или контрольной операции или хранению, планирование, калькуляцию, сообщение или получение информации. Операционная система, охватывающая всю производственную деятельность, состоит из трех подсистем:
1) перерабатывающая подсистема – подразделение, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию;
2) подсистема обеспечения – подразделение, которое выполняет функции, необходимые для работы перерабатывающей подсистемы (вычислительный центр, ремонтная служба и т.д.);
3) подсистема планирования и контроля – подразделение, которое получает информацию от перерабатывающей подсистемы о состоянии самой системы и незавершенном производстве, на основании полученной информации данная подсистема принимает решение по перспективным целям и функциям перерабатывающей подсистемы.
В общем виде управление представляет собой определенный тин взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Субъект и объект управления представлены на рис. 2.28.
Рис. 2.28. Субъект и объект управления
Управление, таким образом, это процесс воздействия на систему для подержания ее в определенном состоянии или перевода в новое состояние в соответствии с присущими данной системе законами, закономерностями, принципами и методами, направленными на достижение поставленной цели.