Система учебных заведений
Для практической реализации целей и задач эдукации создается система образовательно-воспитательных заведений (учреждений), которые эти цели принимают в виде заказа, организуют процесс по их воплощению и преобразуют в продукт эдукации и робурсации.
Образовательно-воспитательная система, или система образования, – это совокупность заведений, предназначенных для эдукации и робурсации, выстроенных в определенной последовательности и функционирующих на общих принципах. Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, имеющие государственную аккредитацию. Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Образовательная система отражает достигнутый уровень, темпы развития и устремленность в будущее. На состояние системы образования оказывает влияние целый ряд факторов:
• мировые тенденции в сфере развития образования;
• политика государства, требования общества и различных социальных групп;
• уровень развития производства и научно-технического прогресса;
• исторический опыт и национальные особенности;
• возможности государства и крупнейших корпораций;
• педагогическое обеспечение функционирования системы образования.
В повое тысячелетие Россия вступила с развитой системой образования, которая по праву находится в лидирующей группе мировых образовательных систем (за последние 20 лет по данному показателю Россия не опускалась ниже 10-го места в мировых рейтингах). Что касается критики в адрес отечественного образованию, то это уже вопрос внутреннего повышенного общественного внимания, которое требует дальнейшего улучшения качества эдукации. Руководители зарубежных образовательных систем внимательно присматриваются к нашему опыту. Примером может служить решение правительства Германии в 2006 г. усилить изучение "восточного опыта" качественной подготовки специалистов в области инженерных наук.
В связи с изменением общественных отношений в России модифицируется и образовательная система. Если раньше в ней были представлены только государственные учебно-воспитательные заведения, то сегодня к ним присоединились и все громче заявляют о себе корпоративные и частные учреждения. Секторы, которые они себе отвоевывают, постоянно увеличиваются, а количество государственных учебно-воспитательных учреждений пропорционально сокращается.
Российская система образования и воспитания объединяет учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) дополнительного образования детей;
5) дополнительного образования взрослых;
6) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Главная единица системы – учебно-воспитательное заведение (учреждение), которое в соответствии с законодательством России может быть государственным, муниципальным и негосударственным, т.е. созданным гражданами и (или) юридическими лицами. Негосударственные образовательные учреждения имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад – начальная школа, лицей – колледж – вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование в них можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования и обеспечивают рыночные заказы потребителей.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Образовательная система находится в процессе постоянного совершенствования и реформирования. Значительный шаг вперед за последнее десятилетие сделала средняя общеобразовательная школа. Получили развитие самые разнообразные типы общеобразовательных учреждений, в том числе гимназии и лицеи. Разнотипностью характеризуются также средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища и высшие учебные заведения.
Согласно Конституции РФ образование во всех типах государственных и муниципальных учебных заведений бесплатное. В то же время законодательством разрешено оказание платных образовательных услуг на договорной основе. Финансирование государственных и муниципальных учебных заведений осуществляется из государственного бюджета, а также из местных бюджетов. Корпоративные учебные заведения финансируются за счет профильных министерств, объединений или других организаций, которые готовят кадры для своих предприятий. Частные учебные заведения существуют на средства, которые платят учащиеся или их родители за обучение. Крепнет тенденция долевого участия государства, корпораций, общественных организаций, фондов и частных лиц в финансировании образовательно-воспитательных учреждений.
Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставами и на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, семьи и общественности.