Система целей управления энергетических компаний

Любая социально-экономическая система функционирует и развивается при наличии определенных целей, выражающих будущее состояние системы и ее элементов.

Отличительной чертой организационных систем, в основе которых лежит человеческая деятельность, является наличие целей.

Цель как элемент системы управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние производственной системы как управляемой подсистемы, которое должно быть достигнуто. Определение целей, их формирование является начальным этапом процесса управления.

Эффективная система управления отвечает следующему требованию: организационная структура и подсистемы управления наилучшим образом реализуют достижение актуального набора целей компании.

Формирование системы целей управления энергокомпании является исходным пунктом совершенствования ее системы управления.

Исходным моментом формирования корпоративной идеологии является миссия. Собственники и менеджеры должны четко представлять, в чем состоит их бизнес, ради чего он создан и чем будет привлекать покупателей их продукция или услуга.

Под миссией понимается стратегическая цель, выражающая смысл существования, общественное предназначение компании. Это роль, которую компания хочет играть в обществе. Миссия служит основой для выработки целей-ориентиров для последующего процесса принятия управленческих решений. Она акцентирует роль бизнеса в социальной и общественной сферах.

В литературе и на практике встречаются различные подходы к формулированию миссии. Руководители часто не задумываются о выборе и формулировании миссии своей энергокомпании. Для них она очевидна – получить прибыль. Однако, учитывая инфраструктурную роль электроэнергетики и функционирование энергетических компаний в условиях государственного регулирования цен (тарифов), получение прибыли не может являться миссией. Чтобы сформулировать миссию компании, нужно ответить на два вопроса:

1. Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить и при каких условиях?

2. Кто наши клиенты?

Для реализации миссии энергокомпания вырабатывает и реализует совокупность целей. Цели энергокомпании – это желаемые конечные результаты ее деятельности. Цели – основа менеджмента. Цели определяют стратегию компании и помогают работникам узнать к чему они должны стремиться, поэтому очень важно правильно определить какие цели стоят перед компанией, каково их ОГЛАВЛЕНИЕ и как можно контролировать их достижение.

Энергокомпания – многоцелевая система. Эффективная система управления – та, которая обеспечивает безусловное достижение актуального набора целей компании. Основной риск деятельности любой компании состоит в том, что управление ее деятельностью не направлено на достижение целей компании.

Цели компании по сравнению с миссией более мелкие по масштабам и значимости. Они направлены на достижение миссии.

Все цели компании, включая миссию, связаны между собой и представляют систему целей.

На разных этапах развития энергетики существовали определенные условия, которые оказывали существенное влияние на ее функционирование компаний, а следовательно, и на цели, стоящие перед ней. На этих этапах можно выделить наиболее важные цели. Проследив эволюцию этих целей за последние 10 лет, можно выделить следующие этапы:

• создание концепции дальнейшего реформирования электроэнергетики (1997 г.);

• внедрение системы бюджетирования и казначейского исполнения бюджета (2000 г.);

• разработка и внедрение программ второго этапа реформирования (2001 г.);

• совершенствование бизнес-планирования (2000 г.); принятие программ управления издержками (2001 г.); освобождение от непрофильных активов (2002 г.);

• создание ремонтных сервисов; переход на управление по рентабельности активов (2003 г.);

• открытие свободного сектора на рынке электроэнергии (2004 г.);

• формирование новых субъектов рынка электроэнергии и мощности (2005 г.).

На каждом из вышеперечисленных этапов для энергетических компаний ставилась своя важная цель:

• до 2000 г. – выжить в условиях бартерной экономики;

• в 2004 г. – внедрить принципы корпоративного управления по ключевым показателям эффективности;

• в 2005 г. – внедрить принципы стратегического менеджмента, повысить инвестиционную привлекательность бизнеса.

При проектировании системы управления ставится задача: определить, какие цели стоят перед энергокомпанией и как они между собой связаны.

Среди целей следует выделять: специфические – характерные только для данной компании и общие – характерные для всех энергокомпаний.

Так, для генерирующих энергокомпаний в качестве специфических целей выступают: цель снабжения топливом, цель производства энергетической продукции и др. Для электросетевых компаний в качестве специфических целей выступают: цель передачи электроэнергии, цель снижения потерь электроэнергии и др. Для энергосбытовых компаний в качестве специфических целей выступают: цель реализации энергетической продукции, цель технологического аудита и др.

К числу общих целей относятся: цель снижения затрат энергокомпании, цель увеличения прибыли энергокомпании и др.

Для формирования системы целей энергокомпании используется метод декомпозиции, суть которого заключается в расчленении миссии энергокомпании на элементы (цели I, II, III и т.д. уровней декомпозиции до целей-задач).

Для наглядного отображения результатов декомпозиции используется теория графов, а инструментом – построение ориентированного графа, не имеющего замкнутых циклов, который называется "дерево целей".

Построение "дерева целей" представляет собой логическую процедуру преобразования каждой цели более высокого иерархического уровня в комплекс подцелей низшего уровня.

В графе "дерево целей" вершиной графа является миссия энергокомпании, а основанием графа – цели-задачи. Общий вид "дерева целей" представлен на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Общий вид "дерева целей"

Между вершиной графа и основанием размещаются цели I, II, III и т.д. уровней декомпозиции, определенные в результате поэтапной декомпозиции миссии энергокомпании.

Цели производственных систем не являются абстрактными понятиями и должны иметь количественные характеристики.

Конкретизация целей осуществляется на завершающем этапе декомпозиции, когда формируются цели-задачи. Цели- задачи, в отличие от целей более высокого уровня, имеют не только качественную, но и количественную характеристику. Совокупность количественных характеристик (показателей) по всем целям-задачам отражается в бизнес-плане энергокомпании. Пример формулирования цели-задачи:

• снизить удельный расход топлива в предстоящем году на 1 г/кВт•ч;

• снизить коммерческие потери электроэнергии в электрических сетях за 3 года на 20% и т.д.

"Дерево целей" бывает следующих видов:

• ресурсные;

• ресурсно-технологические;

• функциональные.

При проектировании систем управления используется "дерево целей" функционального вида.

Оно строится по определенным правилам. При этом решаются две задачи:

1. Структуризация целей.

2. Формулирование целей.

При структуризации целей определяется: какие цели стоят перед энергокомпанией и как они между собой связаны. При формулировании целей раскрывается их ОГЛАВЛЕНИЕ.

Процесс структуризации целей следующий:

• в вершине "дерева целей" располагается миссия энергокомпании;

• миссия декомпозируется на ряд целей первого уровня декомпозиции;

• каждая из целей первого уровня декомпозиции расчленяется на цели второго уровня декомпозиции и далее – до целей-задач;

• при структуризации целей вершины графа – это цели, ребра – связь между ними.

При структуризации целей необходимо соблюдать следующие требования.

1. Соподчиненность целей – цели низшего уровня декомпозиции должны быть подчинены целям более высокого уровня и раскрывать их ОГЛАВЛЕНИЕ.

2. Сопоставимость целей на одном иерархическом уровне – на одном иерархическом уровне должны располагаться цели, сопоставимые по масштабам и значимости. Инструментом, обеспечивающим это требование, является ранжирование целей (определение их важности с присвоением рангов). Масштаб целей определяется объемом работ, необходимых для ее реализации.

3. Полнота "дерева целей" – каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде комплекса подцелей нижнего уровня, полностью определяющих исходную цель. Это требование достигается путем непрерывной, последовательной декомпозиции исходной цели до уровня целей-задач.

При формулировании целей необходимо соблюдать требование определенности – формулировки должны иметь целевое ОГЛАВЛЕНИЕ (чего мы хотим достичь и при каких условиях). При формулировке целей-задач должны отражаться критерии достижения цели (показатели).

Рис. 7.4. Фрагмент "дерева целей" управления себестоимостью энергетической продукции генерирующей энергокомпании

Построение "дерева целей" для энергокомпании – сложный процесс, требующий привлечения специалистов-менедже- ров. В реальных условиях при совершенствовании управления какой-либо подсистемой прибегают к построению фрагмента "дерева целей" управления компании. На рис. 7.4 приведен пример фрагмента "дерева целей" управления себестоимостью энергетической продукции генерирующей энергокомпании. Декомпозиция приведена до уровня целей элементарных функций (цели-задачи); цели лишь обозначены, но не сформулированы (кроме миссии).

Состав целей-задач служит основой для разработки программы достижения целей, т.е. для определения состава функций и управленческих работ, которые необходимо выполнять в энергокомпании.