Система целей организации

Цели можно классифицировать по различным признакам. По уровню значимости выделяются миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Рассмотрим их подробнее.

Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, ценности, культуру, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп (потребителей, партнеров, персонала и др.), морально-психологический климат (объединяет и сплачивает членов организации). Она может формулироваться также и для ключевых подразделений.

Миссия формирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий, обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, отражает то, как организация собирается выполнять свои обязательства, социальную ответственность перед обществом и своими работниками.

Она является основой постановки конкретных целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, достижения устойчивости, увязки действий подразделений с развитием компании в целом.

Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и др. миссия должна корректироваться. В целом миссия пытается ответить на вопросы:

– Что мы делаем и чем отличаемся от тех, кто делает то же самое?

– Кто наш потребитель и что он ожидает от нас? Какую пользу получает?

– Что обеспечивает наш бизнес?

Таким образом, миссия – это конкретное указание о том, что и в какие сроки делать. Она формулирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий (табл. 4.1).

С учетом миссии формулируются стратегические и тактические цели организации, а также общие и специфические.

Таблица 4.1

Примеры миссий организаций

Название

организации

Миссия

Apple Computer

Вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество

Xerox

От копировальной техники к офису будущего

Лукойл

Стать компанией мирового класса

Онэксимбанк

Стихии нс подвластен

Пепси-Кола

Превзойти Коку-Колу

Стратегические цели отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели (табл. 4.2).

Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например, достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т.п.) и функционалъными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации – финансами, маркетингом, кадровой работой и являются заданиями для соответствующих служб).

Таблица 4.2

Примеры стратегических целей компаний

Название организации

Стратегические цели

Apple Computer

Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей

Ford Motor Company

Удовлетворять своих клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех своих заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими своей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками

General Electrik

Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания

Особенности иерархического построения целей состоят в том, что:

– цели более высокого уровня всегда имеют более широкий характер и долгосрочный интервал;

– цели более низкого уровня выступают средствами достижения целей более высокого уровня. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями им приходится решать разнообразные текущие и оперативные цели. Возможная классификация целей по различным признакам представлена в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Классификация целей

Критерии классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические, тактические, оперативные

ОГЛАВЛЕНИЕ

Экономические, организационные, технические, социальные

Функциональная

структура

Маркетинговые, инновационные, производственные, кадровые, финансовые

Среда

Внутренние, внешние

Приоритетность

Необходимые, желательные, возможные

Измеримость

Количественные, качественные

Охват

Общие, частные

Доведение цели до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей, которое представляет собой структурное отображение распределения целей но уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи. На рис. 4.1 представлен фрагмент "дерева целей".

Рис. 4.1. "Дерево целей" (фрагмент)

С помощью "дерева целей" описываются их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего выполняется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

– общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

– при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

– при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

– подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;

– фундамент "дерева целей" должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Постоянные изменения во внешней и внутренней средах приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать.

Известны три способа корректировки целей:

1) по мере накопления изменений;

2) ситуационно (в зависимости от конкретной ситуации);

3) систематически на основе тенденций, не дожидаясь серьезных изменений.

В результате в организации складывается определенная система целей, в рамках которой последние упорядочены и сбалансированы, что является условием ее эффективного развития.

Конкретные результаты, которые необходимо получить в процессе достижения целей, называют задачами, выполняемыми заранее установленным способом в оговоренные сроки. Они, таким образом, обладают количественными, пространственными и временными характеристиками. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, а также временными характеристиками. Так, если цель организации сформулирована как увеличение доли продукции предприятия на рынке, то задача должна звучать более конкретно: достичь до конца будущего года доли продукции предприятия на рынке в размере 25%.

Задачи, как и цели, должны быть доведены до каждого уровня управления. Чем более четко и конкретно поставлены задачи перед исполнителями, тем больше вероятность, что эти задачи будут успешно решены.