Система целей организации
Цели можно классифицировать по различным признакам. По уровню значимости выделяются миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели. Рассмотрим их подробнее.
Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, ценности, культуру, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп (потребителей, партнеров, персонала и др.), морально-психологический климат (объединяет и сплачивает членов организации). Она может формулироваться также и для ключевых подразделений.
Миссия формирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий, обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, отражает то, как организация собирается выполнять свои обязательства, социальную ответственность перед обществом и своими работниками.
Она является основой постановки конкретных целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, достижения устойчивости, увязки действий подразделений с развитием компании в целом.
Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и др. миссия должна корректироваться. В целом миссия пытается ответить на вопросы:
– Что мы делаем и чем отличаемся от тех, кто делает то же самое?
– Кто наш потребитель и что он ожидает от нас? Какую пользу получает?
– Что обеспечивает наш бизнес?
Таким образом, миссия – это конкретное указание о том, что и в какие сроки делать. Она формулирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий (табл. 4.1).
С учетом миссии формулируются стратегические и тактические цели организации, а также общие и специфические.
Таблица 4.1
Примеры миссий организаций
Название организации |
Миссия |
Apple Computer |
Вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество |
Xerox |
От копировальной техники к офису будущего |
Лукойл |
Стать компанией мирового класса |
Онэксимбанк |
Стихии нс подвластен |
Пепси-Кола |
Превзойти Коку-Колу |
Стратегические цели отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией миссии и достижением главной цели (табл. 4.2).
Они могут быть интегральными (направлены на решение общих задач, например, достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т.п.) и функционалъными (связаны с отдельными конкретными сторонами работы организации – финансами, маркетингом, кадровой работой и являются заданиями для соответствующих служб).
Таблица 4.2
Примеры стратегических целей компаний
Название организации |
Стратегические цели |
Apple Computer |
Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей |
Ford Motor Company |
Удовлетворять своих клиентов, производя качественные легковые автомобили и грузовики, разрабатывая новые продукты, сокращая время вывода новых моделей на рынок, улучшая производительность всех своих заводов и совершенствуя процессы производства, налаживая контакты со служащими своей фирмы, а также с профсоюзами, дилерами и поставщиками |
General Electrik |
Стать самой конкурентоспособной компанией в мире и занимать первые и вторые места во всех сферах бизнеса, где работает компания |
Особенности иерархического построения целей состоят в том, что:
– цели более высокого уровня всегда имеют более широкий характер и долгосрочный интервал;
– цели более низкого уровня выступают средствами достижения целей более высокого уровня. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями им приходится решать разнообразные текущие и оперативные цели. Возможная классификация целей по различным признакам представлена в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Классификация целей
Критерии классификации |
Группы целей |
Период установления |
Стратегические, тактические, оперативные |
ОГЛАВЛЕНИЕ |
Экономические, организационные, технические, социальные |
Функциональная структура |
Маркетинговые, инновационные, производственные, кадровые, финансовые |
Среда |
Внутренние, внешние |
Приоритетность |
Необходимые, желательные, возможные |
Измеримость |
Количественные, качественные |
Охват |
Общие, частные |
Доведение цели до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей, которое представляет собой структурное отображение распределения целей но уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи. На рис. 4.1 представлен фрагмент "дерева целей".
Рис. 4.1. "Дерево целей" (фрагмент)
С помощью "дерева целей" описываются их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего выполняется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
– общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
– при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
– при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
– подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;
– фундамент "дерева целей" должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Постоянные изменения во внешней и внутренней средах приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать.
Известны три способа корректировки целей:
1) по мере накопления изменений;
2) ситуационно (в зависимости от конкретной ситуации);
3) систематически на основе тенденций, не дожидаясь серьезных изменений.
В результате в организации складывается определенная система целей, в рамках которой последние упорядочены и сбалансированы, что является условием ее эффективного развития.
Конкретные результаты, которые необходимо получить в процессе достижения целей, называют задачами, выполняемыми заранее установленным способом в оговоренные сроки. Они, таким образом, обладают количественными, пространственными и временными характеристиками. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, а также временными характеристиками. Так, если цель организации сформулирована как увеличение доли продукции предприятия на рынке, то задача должна звучать более конкретно: достичь до конца будущего года доли продукции предприятия на рынке в размере 25%.
Задачи, как и цели, должны быть доведены до каждого уровня управления. Чем более четко и конкретно поставлены задачи перед исполнителями, тем больше вероятность, что эти задачи будут успешно решены.