Система трудового права
Система трудового права России – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а также на иные устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность (подинституты).
Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования, т.е. особенностям отдельных видов общественных отношений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественных отношений.
Современная система трудового права России включает следующие институты.
• трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);
• социального партнерства в сфере труда;
• трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);
• по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
• рабочего времени и времени отдыха;
• нормирования труда;
• оплаты труда;
• дисциплины труда;
• материальной ответственности;
• охраны труда;
• надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства;
• разрешения трудовых споров.
Перечисленные институты трудового права России – объективно сложившиеся структурные подразделения, призванные в рамках предмета данной отрасли права регулировать с требуемой детализацией и качеством "свой" предмет – отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент (сторону) единого сложного трудового отношения.
Структурно вся система трудового права России подразделяется на две большие части – Общую и Особенную. Нормы Общей части трудового права регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников независимо от региональной и отраслевой принадлежности организаций, на которых они работают. Среди них значительное место занимают нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели (задачи). Они устанавливают, в свою очередь, предмет трудового права, субъектный состав участников регулируемых общественных отношений, их статус (правовое положение), формируют метод правового регулирования. Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы, группируясь в институты и пединституты, о которых говорилось выше.
В настоящее время наиболее полно система трудового права России отражена в ТК РФ. Поэтому изучение системы трудового права связано прежде всего с изучением структуры и содержания этого кодифицированного законодательного акта.
Социальное партнерство как элемент системы трудового права
Социальное партнерство в сфере труда появилось в обществе как средство сглаживания противоречий между работниками и работодателями и представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Посредством закрепления в законодательстве права работников на защиту своих экономических и социальных интересов через заключение коллективных договоров и социально-партнерских соглашений государство усиливает гарантии социальной защищенности работников как участников трудовых отношений.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:
– федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
– межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
– региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
– отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
– территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
– локальный уровень, устанавливающий обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
– взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
– участия работников, их представителей в управлении организацией;
– участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Стороны социально-партнерских отношений (работники и работодатель (работодатели)) участвуют в них через своих представителей. При этом представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов).
Стороны не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации (или уполномоченные им лица), работодатель – индивидуальный предприниматель (лично или уполномоченные им лица) в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".
Представлять работодателей, если это государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.
Для подготовки проектов и заключения соглашений, а также для организации контроля их выполнения на всех уровнях образуются специальные комиссии.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.