Система транспортного права
Систему транспортного права составляют Общая и Особенная части. Общая часть включает следующие основные положения: понятие транспортного права, его принципы и источники, транспортные правоотношения, управление на транспорте, понятие перевозки, транспортные договоры, их виды, ответственность за нарушения обязательств но перевозке. Общая часть как системообразующий фактор является базой для создания и действия норм Особенной части транспортного права, которые регулируют специфику организации и осуществления перевозок соответствующими видами транспорта.
Наряду с выделением Общей и Особенной частей систему транспортного права представляют такие структурные элементы, как подотрасли права и правовые институты. При их определении следует руководствоваться общетеоретическими положениями о том, что каждый структурный элемент представляет объединение правовых норм в комплексы, группы, регулирующие однородные (однотипные) общественные отношения[1].
При структурировании транспортного права также необходимо учитывать, что оно является комплексной отраслью права, группы норм которой регулируют неоднотипные общественные отношения, такие как имущественные (договорные), административно-правовые (управленческие), трудовые и процессуальные отношения в сфере транспортной деятельности.
Рассматривая подотрасли транспортного права, следует исходить из трактовки подотрасли как целостного образования норм, регулирующих специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли[2], "наиболее крупные группировки норм, регулирующих однородные группы отношений и даже имеющих свои общие положения"[3]. Именно такой подход, учитывающий характер регулируемых системой норм общественных отношений и методов регулирования, позволяет выделить следующие подотрасли транспортного права: 1) договорные транспортные обязательства; 2) государственное управление в транспортной сфере; 3) труд на транспорте; 4) претензионно-процессуальное разрешение споров в связи с перевозкой.
Отличительные признаки подотрасли заключаются в видовой принадлежности их общественных отношений. Следовательно, каждая из перечисленных подотраслей транспортного права имеет свой специфический предмет и связанный с ним метод правового регулирования[4].
Предмет договорных транспортных обязательств имущественного характера составляют отношения экономического оборота, которые опосредуют перемещения материальных благ. Нормы этой подотрасли регулируют договорные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов. Среди урегулированных ими договоров выделяются прежде всего такие, как договор перевозки пассажира, договор перевозки багажа, договор перевозки груза, договоры фрахтования для перевозок пассажиров и грузов. Это также договор об организации перевозок. К ним примыкает значительная группа договоров, служащая обеспечению организации и осуществления перевозок. В зависимости от используемых видов транспорта подотрасль отражает особенности условий организации и осуществления перевозок автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом.
Кроме договорных обязательств по перевозкам, данная подотрасль регулирует также договорные обязательства, связанные с буксировкой судов, плотов и иных плавучих объектов, фрахтованием судна на время (тайм- чартером), фрахтованием судна без экипажа (бербоут-чартером), транспортно-экспедиционным обеспечением перевозок.
Подотрасль государственного управления в транспортной сфере, во-первых, содержит систему норм, регулирующих административноправовой статус федерального органа исполнительной власти в области транспорта (Минтранса России). Во-вторых, нормы данной подотрасли закрепляют формы управленческих действий, к которым относятся, в частности, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам управления в области транспортной деятельности, приказы Минтранса России, в том числе утверждающие правила перевозок пассажиров, багажа, грузов различными видами транспорта, и др[5]. В-третьих, к этой подотрасли относятся нормы, регулирующие надзорную и контрольную деятельность при осуществлении управления на транспорте. Это, в частности, государственный надзор за безопасностью железнодорожного движения, государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации, государственный портовый контроль и др. В-четвертых, к данной подотрасли относятся нормы, регулирующие правоотношения по поводу соблюдения правил административно-правовых режимов, например режима чрезвычайного положения[6], вызванного вооруженным мятежом, действиями незаконных вооруженных формирований, национальным конфликтом, эпидемией и другими факторами. Административно-правовые режимы могут влиять на выполнение договорных условий по перевозкам, временно прекращая или приостанавливая их (ст. 29 УЖТ, ст. 101 КВВТ).
Труд на транспорте как подотрасль транспортного права характеризуется отражением в ее нормах особенностей трудовой деятельности работников транспорта[7]. Она включает специальные нормы, закрепленные в транспортных законах, которые устанавливают трудовые отношения на транспорте (ст. 28 КВВТ, ст. 57 КТМ) и определяют специфику условий труда транспортных работников. Кроме того, имеются нормы, возлагающие на работодателей (судовладельцев) обязанности по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, охрану здоровья, культурно-бытовое обслуживание. Подотрасль устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условия отдыха отдельных категорий работников транспорта (машинистов, водителей, пилотов), в ней регулируются вопросы порядка профессионального отбора работников транспорта, в том числе определения их психофизиологических качеств и профессиональной пригодности[8].
Данная подотрасль транспортного права содержит систему норм, регулирующих состав экипажа транспортного средства в зависимости от его типа, последствия несоблюдения указанных норм (п. 1, 2 ст. 56 ВК), ограничения занятия определенных должностей только гражданами Российской Федерации (п. 3 ст. 27 КВВТ, п. 4 ст. 56 ВК). В транспортных законах определено, что трудовые отношения членов экипажа судна и судовладельца регулируются федеральным законодательством РФ о труде, транспортными кодексами (КВВТ, КТМ), уставами службы на транспорте, уставами о дисциплине, отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (п. 2 ст. 28 КВВТ, п. 1 ст. 57 КТМ).
Претензионно-процессуальное разрешение споров в связи с перевозками как подотрасль транспортного права содержит нормы, устанавливающие основания подачи претензий, лиц, правомочных реализовать установленный претензионный порядок, надлежащих ответчиков-перевозчиков, стадии претензионной процедуры, претензионные сроки. Эти нормы регулируют правовые последствия решения по претензии, а также условия обращения пассажира, грузоотправителя, грузополучателя с иском в судебную инстанцию.
Наряду с подотраслями транспортного права существуют его институты. В теории права правовой институт определяется как обособленный комплекс правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений[9]. В нашем случае институт транспортного права представляет собой систему правовых норм, регулирующих разновидность предметно связанных транспортных отношений в рамках соответствующей подотрасли.
Если рассматривать институты такой подотрасли, как договорные транспортные обязательства, то это прежде всего институты договорных перевозочных обязательств, ответственности в связи с организацией и осуществлением перевозок.
Однородность норм института права можно проиллюстрировать на примере такого института, как договорные обязательства по организации и осуществлению перевозок. Система сто норм регулирует отношения, касающиеся оказания услуг по организации и осуществлению доставки
объектов в пункт назначения, их объемов, выделения для перевозки необходимых транспортных средств, условий перевозок, порядка оплаты услуг.
Институты транспортного права в свою очередь подразделяются на подинституты[10]. В частности, в рамках того же института договорных перевозочных обязательств можно выделить в качестве подинститутов договорные обязательства по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов. Подинституты содержат системы норм меньших масштабов по сравнению с системами норм институтов, в состав которых они входят.
В целом же транспортное право достаточно четко организовано. Системная организация норм этой комплексной отрасли права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, она облегчает работу правотворческих органов при принятии новых правовых источников и совершенствовании действующих, позволяет устранять пробелы в действующей системе транспортного права, а также исключать нормы, уже не отвечающие потребностям транспортной практики. Во-вторых, при надлежащей систематизации норм транспортного права значительно упрощается поиск и применение соответствующих норм к конкретным случаям.