Система социальных институтов образования коррекционнокомпенсаторной направленности
Современный период развития гражданского общества в России характеризуется политическими преобразованиями в области защиты прав человека, направленными на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие и образование в соответствии с индивидуальными возможностями, на более активное привлечение потенциала социума к решению проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом социально-педагогической деятельности в системе комплексной поддержки средствами специального образования являются несколько категорий людей, находящихся в особо трудных условиях жизнедеятельности ввиду врожденных или приобретенных нарушений психофизического и интеллектуального развития.
Для детей, относящихся к категории проблемных, особых, в стране функционируют специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; школы-интернаты и детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все функции по организации и реализации комплексной социальной поддержки ребенка средствами специального образования выполняет субъект социально-педагогической деятельности. К субъекту относятся люди, представляющие социальные институты коррекционно-компенсаторной направленности. Это социальные группы (семья, неформальные объединения), организации, учреждения, осуществляющие социально-педагогическую деятельность и управляющие ею.
Учреждения среднего профессионального образования как институты воспитания личности
Среднее профессиональное образование, как отмечается в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации", направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации" новым является взгляд на среднее профессиональное образование. Теперь предусмотрены уровни среднего профессионального образования: подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена.
Цель учреждений среднего профессионального образования как открытых социально-педагогических институтов заключается в первую очередь в том, чтобы создать все условия для развития юноши или девушки как полноценной личности; выступить для них основным средством их социальной защиты на рынке труда.
Для формирования позитивных жизненных взглядов, социально значимых установок в процессе индивидуальной работы с обучающимися социальный педагог использует методы убеждения, методы стимулирования, методы совета, методы внушения, методы требования, упражнения и др. Убеждение предполагает разумное, строго логичное доказательство какого-либо утверждения, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, обучающиеся формируют или корректируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Высшие учебные заведения как социальные институты воспитания и обучения специалистов
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации" высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научной, педагогической квалификации.
В процессе освоения образовательной программы высшего профессионального образования важное место в образовательном процессе вуза уделяется не только качеству обучения, но и качеству воспитания обучающихся средствами педагогического потенциала социума.
Именно взаимодействие с городским социумом и различными его составляющими (социальными институтами, социальной деятельностью, социальными отношениями, отдельными индивидами) позволяет обучающемуся успешно реализовать их педагогический потенциал, а также собственный образовательный потенциал в самостоятельной профессиональной деятельности.
Для того чтобы понять значимость образовательного потенциала вуза, необходимо раскрыть его статус как открытого социально-педагогического института в системе других социальных институтов общества. Социальный институт – это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя нормативно регулируемую совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций, управления и властвования.
Дополнительное образование как институт социализации детей и взрослых
Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
Являясь образовательно-воспитательными институтами социума, учреждения дополнительного образования могут более успешно и активно внедрять социально-педагогические модели деятельности и образа жизни.
Основным видом деятельности учреждения дополнительного образования детей является социально-педагогическая деятельность. Это вид социальной деятельности, направленной на решение задач социализации детей и взрослых, возникающих в образовательной и социальной сферах на основе приоритета социальных потребностей и ценностей детей, обычаев и традиций народной культуры, а также с учетом специфики социально-экономического развития региона, города.
В настоящее время все большую популярность приобретает идея слияния обязательного общего образования и дополнительного образования. Эго происходит потому, что дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний.
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной и профессиональной областях жизнедеятельности.
Дополнительное профессиональное образование как социальный институт развития личности
Дополнительное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального и высшего образования.
Дополнительное профессиональное образование является важным институтом социализации личности в условиях реформирования различных сфер российского общества, важным средством самоутверждения личности в изменяющемся социуме.
Таким образом, все это многообразие образовательных учреждений как открытого социального института, воздействуя на личность в социальной открытой образовательной среде в конкретных образовательных процессах, обеспечивает равные возможности для социального становления всех своих членов, а также реализацию каждой личностью своих индивидуальных возможностей, удовлетворение и развитие своих потребностей, способностей, интересов. У всех учреждений и организаций общая задача, но решается она каждой из них своими средствами, и роль их не только не одинакова, но и не равноценна в реализации возможностей каждой личности.