Система российской науки международного финансового права
Понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ МФП раскрывается через систему науки МФП. В состав МФП как специальной отрасли правоведения входят: вопросы правового статуса и деятельности в Российской Федерации иностранных кредитных организаций, налогоплательщиков иностранных юридических и физических лиц; вопросы валютного регулирования деятельности иностранных лиц в России; кредитно-расчетные отношения с международными финансовыми организациями; финансирование иностранных инвестиций; страхование финансовых рисков; финансовые операции с участием транснациональных финансовых, кредитных, страховых организаций, международных фондовых бирж, депозитарных и клиринговых центров; коллизия норм о налоговой, расчетной, кредитной, страховой деятельности частных субъектов разных государств; вопросы унификации материальных и процедурных норм финансового законодательства различных стран; вопросы международного налогового процесса, мониторинга, банковского, страхового надзора, надзора за рынком ценных бумаг; международные налоговые проверки; деятельность международных финансовых организаций.
Система изложения материала определяется тем, что в МФП речь идет о регулировании отношений финансово-правового характера. В соответствии с этим система науки МФП должна по возможности включать соответствующие блоки учебных курсов международного частного права, налогового, банковского, страхового, валютного, инвестиционного права, международного экономического права:
- нормы и принципы международных финансовых отношений;
- международные типовые финансовые контракты;
- международные финансовые операции;
- нормы и обычаи международных финансовых организаций;
- международные финансовые институты;
- международно-правовой режим оборота финансовых средств в банковской деятельности;
- международно-правовой режим оборота ценных бумаг;
- международно-правовые валютные отношения;
- международно-правовой режим налогообложения;
- международно-правовой режим страхования;
- международно-правовой режим финансового контроля;
- международно-правовой режим учета финансовых обязательств;
- международно-правовой режим финансирования инвестиций;
- обязательства в международных платежных отношениях;
- коллизионные нормы МФП;
- международно-правовые формы финансового мониторинга;
- правовой режим международных налоговых проверок;
- правовой режим международного банковского и страхового надзора;
- международно-правовой режим предотвращения коррупции в финансовой сфере.
Область науки МФП шире области МФП как отрасли права, ибо она охватывает изучение не только норм и отношений финансово-правового характера с иностранным и международным элементом, но и норм международного арбитражного процесса, прецедентного, валютного права МВФ, мировой судебной практики по финансовым спорам, финансового права стран ЕС и других интеграционных сообществ.
Вопросы функционирования постоянно действующих органов межгосударственного сотрудничества по борьбе с финансовой преступностью являются важнейшей областью науки МФП. Изучение рекомендаций и программ таких органов приводит к заключению, что ряд административно-правовых, налоговых, финансово-надзорных институтов МФП будут иметь существенное значение при дальнейшем совершенствовании правовых основ сотрудничества стран по унификации норм в финансовой сфере.
Например, "40 Рекомендаций" ФАТФ являются конкретными предложениями по совершенствованию государствами-участниками своих законодательных систем и финансовых структур с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов. В 2001 г. они были признаны МВФ и Всемирным банком в качестве международных стандартов борьбы с легализацией "преступных" доходов.
Таким образом, в регулировании процессов международно-правового регулирования финансовых отношений юридических лиц и государственных органов совокупно применяются две различные правовые формы. Первая - это национальные и международные унифицированные нормы, коллизионные и обычные нормы в сфере учета, оборота финансов, финансовых операций частных лиц; вторая - это публичные договоренности государственных органов и иных уполномоченных организаций по обеспечению бюджетных интересов государств и защите финансовой системы и финансовой стабильности. В этой связи необходимо рассмотреть науку МФП в том ее варианте, который отражает тенденции сотрудничества в международной финансовой деятельности и сближение в мировом масштабе национальных финансово-правовых норм.
В условиях глобализации, единства мировой финансовой системы международные финансовые отношения представляются одновременно связями между суверенными государствами и между экономически и юридически самостоятельными лицами. Поэтому при их регулировании цивилистические, административно-финансовые, международно-правовые методы должны быть сведены к новому качеству.
Таким образом, в науке МФП справедлива постановка вопроса о методах правового регулирования международных финансовых отношений в аспекте единства в мировом хозяйстве процессов финансовой отчетности, финансового контроля, надзора, мониторинга, финансовой поддержки "проблемных" рынков, формирования единых центров управления мировыми финансами. Процессы унификации правовых методов обеспечения мировой финансовой стабильности должны рассматриваться комплексно, как единство отношений координации мировых финансовых рынков и денежных отношений в международно-правовом порядке посредством заключения международных финансовых договоров или путем использования принятых международными финансовыми организациями механизмов рекомендаций. Создаваемая таким путем система норм МФП имеет свои, отличные от международного права принципы, методы, поскольку круг субъектов МФП не идентичен кругу субъектов международного публичного права.
Внутригосударственное регулирование финансовой деятельности в отдельных странах следует рассматривать как соотношение, переплетение, симбиоз норм МФП и норм внутригосударственного права (конституционного, финансового, информационного, учетного, гражданского, административного, налогового и других отраслей права). Новым в регулировании мировых финансовых потоков можно считать то, что на основе единых принципов и стандартов международной финансовой отчетности, мирового банковского надзора, мирового страхового надзора, управления мировым рынком ценных бумаг и финансовых услуг, предотвращения финансовой преступности и других стандартов, норм и принципов происходит синхронизированное регулирование организационных и денежных кредитно-расчетных, налоговых, долговых, инвестиционных и иных отношений.
В условиях глобализации международной финансовой деятельности государств финансовые отношения связаны результатами сотрудничества в рамках МВФ и других авторитетных финансовых и экономических организаций. Отсюда возникает повышенное значение финансовой ответственности государств, национальных и транснациональных организаций за исполнение международных финансовых обязательств.
Финансовое право сконструировано как из самостоятельных бюджетных, налоговых, валютных и других финансово-надзорных норм, так и посредством выделения из конституционного, административного, гражданского права специальных норм о банковских, расчетных, кредитных, долговых отношениях между публичными и частными субъектами. Поэтому МФП как наука регламентирует денежные отношения с тем новым ОГЛАВЛЕНИЕм, которое они имеют в транснациональных связях субъектов в интегрированном мировом финансовом обороте, основанном на единообразии общих финансово-правовых принципах и стандартах государств.
Это вытекает из того, что сотрудничество государств в финансовой сфере есть совокупность отношений между суверенными государствами, отношений между частными лицами, международными организациями, транснациональными предприятиями, коммерческими и некоммерческими организациями разных государств. Международно-правовые, финансово-правовые, гражданско-правовые формы регулирования мировых стандартизированных финансовых операций взаимосвязаны и в этом смысле образуют комплекс. Но данная взаимосвязь требует точного определения и притом определения конкретного, где каждая из указанных форм в целях эффективного регулирования должна получить свою сферу применения, вследствие чего названные правовые формы, как в теории, так и в практике, требуют четкого разграничения.