Система региональных экономических счетов
Вопросы построения системы показателей СНС на региональном уровне проработаны в стандартах международной методологии несколько менее подробно, поскольку имеют важное значение нс для всех стран. Следует отметить, что с учетом специфики российских условий, огромной роли территориального фактора в развитии социально-экономических процессов это направление развития СНС в отечественной практике требует особо тщательного анализа.
В СНС региональные счета рассматриваются в качестве одного из направлений применения национального счетоводства в различных обстоятельствах и для различных целей. Методология расчета показателей СНС на региональном уровне основана на четко определенных понятиях, относящихся к экономической территории, признакам резидентства и классификации единиц региональной экономики.
Полная система счетов на региональном уровне предполагает, что каждый регион рассматривается как самостоятельная экономическая система. В этом контексте операции с другими регионами принимают форму "внешнеэкономических операций", которые следует отличать от операций с "остальным миром". Для построения региональных счетов предусматривается перегруппировка институциональных единиц, представленная в табл. 18.22.
Представленные в таблице особенности институциональных единиц предопределяют возможность распределения их деятельности в зависимости от местонахождения. Институциональные единицы первого типа являются региональными резидентами, поэтому при определении места совершенных ими операций не возникает никаких теоретических проблем.
Таблица 18.22
Группировка институциональных единиц региона
|
Типы институциональных единиц |
Центр экономического интереса |
Состав единиц |
|
Региональные |
Сосредоточен в одном регионе и основная деятельность осуществляется в этом же регионе |
Домашние хозяйства, корпорации, все заведения которых расположены в этом регионе, местные органы управления, по крайней мере часть учреждений социального обеспечения и многие коммерческие организации, обслуживающие НКОДХ |
|
Многорегиональные |
Распределен между несколькими регионами, но не охватывает всю страну в целом |
Корпорации и ряд НКОДХ |
|
Национальные |
Не сосредоточен в конкретной географической части страны |
Центральное правительство и некоторые государственные корпорации, как правило, монополистического или квазимонополистического характера (железные дороги, национальная электрическая корпорация) |
При распределении операций многорегиональных единиц между различными регионами необходимо учитывать по крайней мере два обстоятельства: первое из них возникает в тех случаях, когда место совершения этих операций можно точно определить, тогда необходимо оценивать фактические потоки внутри компании между заведениями, расположенными в разных регионах. В международных рекомендациях поставки внутри компании, осуществляемые отдельными заведениями, находящимися в разных регионах, включаются в общую продукцию данной компании. Второе обстоятельство состоит в том, что некоторая часть операций многорегиональных единиц не поддается распределению между регионами. Это относится к большей части дохода от собственности и операциям с финансовыми инструментами.
Не менее сложные проблемы возникают при распределении деятельности по регионам национальных институциональных единиц. Например, процент по государственному внешнему долгу, подле
жащий оплате центральным правительством, никак не связан с каким-либо географическим регионом. То же самое относится к подлежащим выплате процентам но долгу национальных корпораций. Поэтому, как указано в СНС, заслуживает внимания предложение выделить "дополнительный регион" (условный национальный сектор), данные о котором не будут разбиты по регионам и секторам.
Странам предоставляется возможность составлять такие региональные счета и рассчитывать те статистические показатели, которые учитывают специфические конкретные условия регионов.
В настоящее время рекомендации СНС в отдельных странах, разрабатывающих региональные счета, конкретизируются в соответствующих методологических положениях либо приняты дополнительные международные стандарты ведения региональных счетов.
Европейские страны придерживаются стандартов, которые определены в документе "Европейская система национальных и региональных счетов – ESA 95". Региональные экономические счета разрабатывают в США и Канаде.
В международной практике показатели, рассчитанные по регионам, охватывают не весь объем национального выпуска и доходов. Некоторый объем экономической деятельности относится к так называемой внерегиональной части экономики (extm-regio). В связи с этим вводится разделение на региональную и внерегиональную территории.
Региональная территория включает в себя:
а) часть географической территории страны (регион);
б) любые свободные зоны, включая таможенные склады и промышленные предприятия, находящиеся под таможенным контролем в регионе.
В нерегиональная территория состоит из частей экономической территории страны, которые не могут быть непосредственно отнесены к одному региону. В ее состав включаются:
а) национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, находящийся в международных водах, но на который распространяется исключительное право данной страны;
б) территориальные анклавы данной страны, находящиеся за рубежом;
в) месторождения полезных ископаемых в международных водах за пределами континентального шельфа страны, разрабатываемые резидентными единицами.
Сумма региональных значений любого показателя представляет собой значение соответствующего национального показателя за вычетом величины, отнесенной к внерегиональной территории.
В отечественной практике согласно Методологическим положениям по статистике СНС начала внедряться с федерального уровня. Специалисты рассматривают возможность построения СНС на уровне регионов в порядке поэтапного осуществления работ. Порядок построения счетов соответствует последовательности счетов, рассмотренных выше для экономики в целом.
Чистая стоимость капитала региона является частью национального богатства страны. В связи с этим предлагаемая схема региональных счетов включает учет изменений в величине активов, пассивов и чистой стоимости капитала как в результате операций, так и в результате других потоков, не являющихся операциями: счет прочих изменений в объеме активов и счет переоценки.
В соответствии с СНС баланс активов и пассивов региона может быть представлен в виде трех таблиц: начальный баланс, изменения в балансе и заключительный баланс. ОГЛАВЛЕНИЕ этих таблиц одинаково. Общие ресурсы товаров и услуг в целом по экономике региона, а также направления использования этих ресурсов характеризует счет товаров и услуг региона. Каждый показатель счета формируется на основе самостоятельных потоков информации, вследствие чего суммарные итоги могут несколько различаться между собой. Возникающая разница оформляется в виде показателя статистического расхождения, который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов региона.
В силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и информационных ограничений СНС в полном объеме в настоящее время не реализована на региональном уровне. Тем нс менее на региональном уровне систематически разрабатываются отдельные обобщающие показатели, которые методически основаны на принципах и определениях СНС. Главным среди этих показателей является показатель ВРП. Регулярно публикуются также суммарные региональные величины валового накопления основного капитала, фактического конечного потребления домашних хозяйств на территории регионов.