Система принципов обучения

В настоящее время принципы обучения принято рассматривать в их системе, что породило понятие "системы принципов обучения". Система принципов обучения складывалась в процессе раскрытия внутренней взаимосвязи и взаимообусловленности принципов и позволяла объединить попарное их сопряжение в одном общем названии: "научности и доступности"; "систематичности и связи теории с практикой" и т.д. Выявленная таким образом система принципов стала выражением всеобщности их характера, определяющего ОГЛАВЛЕНИЕ и ход педагогического процесса в любых конкретных вариантах образовательной практики. Кроме того, система принципов позволяет строже учитывать конкретные условия обучения, производить их учет па основе гибкого применения вытекающих из принципов взаимообусловленных требований, правил и подбора соответствующих обстоятельствам методов. Поэтому система принципов обладает свойством целостно отражать учебный процесс и открывает возможность комплексного подхода к его совершенствованию, при котором изменения отдельных компонентов отражаются в других компонентах и общих характеристиках процесса.

Система принципов обучения обладает такими интегративными чертами, которыми не обладает каждый принцип в отдельности, среди них можно назвать: целесообразность, эффективность, открытость для нового содержания и новых технологий. Функциональная по своему характеру и целеустремленная система принципов направлена па получение важнейшего результата системы образования – воспитывающего и развивающего воздействия па личность. Каждый принцип – компонент системы принципов, вносит свою лепту и определенную долю содействия в достижение общего результата. Для того чтобы сделать вывод о достаточности включенных в систему принципов, рассмотрим ведущие принципы обучения, которые в той или иной последовательности составляют основу современной системы принципов обучения.

Во всякой системе должен быть выделен ведущий основной системообразующий принцип, который определяет уровни иерархичности элементов системы, а также ее общие интегративные свойства. В современной дидактике в качестве такого системообразующего принципа называют принцип развивающего и воспитывающего обучения, который раскрывает сущностный характер современной концепции обучения. Парным к принципу развивающего и воспитывающего обучения выделен принцип социокультурного соответствия, являющийся современной интерпретацией исторически первых выделенных принципов – принципы культуро- и природосообразности. Все остальные принципы, включаемые в систему, могут занимать различные уровни системы в соответствии с конкретными условиями реализации педагогического процесса, поскольку принимают на себя положение производных от этих ведущих, конкретизируя их и раскрывая условия их воплощения в учебном процессе.

Всякую систему цементируют взаимная обусловленность и взаимопроникновение ее элементов. Это же относится и к системе принципов. Каждый из них действенен только при условии действия всех остальных, проявляется в них и вбирает их в себя. В системе принципы нс просто связаны, не просто дополняют друг друга, их взаимодействие выступает как действие каждого из принципов через все другие, как вбирание каждым принципом всех других в качестве своей содержательной основы, как преломление каждого принципа через все другие (рис. 3.10).

Как видно из приведенной схемы, в современной системе принципов обучения можно выделить 4 уровня системности, причем каждый из уровней также представляет собой двухшаговую структуру, которая обеспечивает целенаправленность в достижении конкретных результатов. Рассмотрим кратко изложенные в схеме принципы в последовательности уровней.

Первый уровень включает в себя два взаимообусловливающих парных принципа, которые исторически складывались как основа всего института воспитания и обучения, хотя современная их трактовка была введена в дидактику относительно недавно. Это два принципа – принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения и принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения.

Рис. 3.10. Система принципов современной системы обучения

Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата регулирует прежде всего коммуникативную сторону обучения, характер отношений в учебном коллективе, предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся, создание атмосферы доверия и благожелательности, отношений товарищества, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися, в то время как принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения раскрывает организационную сторону организации учебного процесса. Каждая из этих двух форм обладает как своим потенциалом развития, так и своими серьезными ограничениями. Очевидно, что и полная индивидуализация обучения, и только коллективный способ обучения лишают ученика разнообразия общения, возможности научаться таким формам эффективного взаимодействия, которые способствуют созданию привычки к освоению различных вариантов сочетания этих двух полярных форм и выработки собственного стиля групповой дифференцированной работы на основе самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности.

Второй уровень работы системы включает в себя организацию учебной деятельности на основе двух парных принципов, характеризующих внутренние условия продуктивного овладения знаниями: сознательности и активности обучаемых – первый, наглядности (комплексности), доступности и прочности – второй. Принцип наглядности (комплексности), доступности и прочности объединяет в себе не два, а три принципа – наглядности, доступности и прочности. Объединение этих трех принципов в свете современного понимания идей развивающего обучения регулирует:

1) соотношение популярности и понятности с познавательными трудностями, не выходящими за пределы "зоны ближайшего развития" и определяющими меру трудности, целесообразной в обучении;

2) стремления к организации вариативного повторения в разнообразных ситуациях, требующих актуализации и использования изученного и применения его на практике;

3) закономерность восхождения познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому одновременно с изменением характера наглядности – от чувственно-конкретной (объекты в натуре, рисунки, макеты и т.д.) к наглядности абстрактной и символической (схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Согласно "золотому правилу" Я. А. Коменского, наглядность всегда организовывалась на основе прямолинейного понимания наглядности: все видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, осязаемое – осязанию. Однако в XX и особенно XXI в. выяснилось, что принцип наглядности оказался более емким и последовательно раскрывает все новые многообразные формы своего проявления. Первоначальное познание богатства и конкретности естественной наглядности (натуральные предметы и объекты реального мира) служит базой для дальнейшего познания изобразительной наглядности (рисунки, фотографии и др.) с последующим переходом к освоению абстрактно-символической наглядности – схем, таблиц, графиков, символов, которые позволяют постигать сущность и динамику изучаемых явлений и процессов. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении нс может формироваться в отрыве от принципа наглядности, является его логическим продолжением и выражает суть деятельностной концепции: овладение знанием и развитие происходят только в собственной активной деятельности, которая порождает сознательность, свидетельствующую о понимании целей деятельности и мотивированном стремлении к ее достижению. При характеристике активности выделяют два рода активности – активность репродуктивную (воспроизводящую) и продуктивную (творческую), каждая из которых по-своему выстраивает цепочку достижения учебных целей. Идеальная цепочка учебных целей была разработана под руководством профессора Чикагского университета Б. Блума и известна как таксономия (систематизация, классификация) учебных целей, которая имеет шесть уровней:

1) знания;

2) понимания;

3) применения;

4) анализа;

5) синтеза;

6) оценки.

В процессе обучения необходимо стимулировать все уровни активности учащихся, чтобы естественная творческая активность ребенка не затухала к окончанию школы под грузом постижения все увеличивающегося объема учебной информации.

Третий уровень системы принципов обучения включает в себя такие значимые принципы, которые раскрывают ОГЛАВЛЕНИЕ учебной деятельности и ее предметную основу, а также характер деятельности, несоблюдение которого сводит на нет все усилия по освоению содержания. К этим принципам относятся принцип научности и связи теории с практикой и, парный к нему, принцип систематичности и системности.

Принцип научности дает основания для структурирования содержания образования в его движении от описания к объяснению и от объяснения к прогнозу, от фиксирования фактов к их обобщению, от сочетания логического анализа и конкретно-исторического подхода к усвоению познанного и овладению методическим и методологическим аппаратом научного исследования. Такая структура позволяет учащимся постигать теоретические закономерности познания мира и его освоения человеком в направлении как от теории к практике, так и от практики к теории на основе разнообразных форм работы – от знакомства со ссылками на факты и события до выполнения практических работ, упражнений и экскурсий. Поскольку сама наука есть система знаний, и их усвоение требует систематической учебной работы, включающей в себя оперирование теоретическими понятиями и практическими способами преобразования действительности, то и составление плана учебной деятельности также должно опираться на принцип системности. Принцип системности включает в себя очень важные требования логичности, последовательности и преемственности в изложении знания, что позволяет каждому последующему этапу его развития базироваться на предшествующем и продолжать его. Тут особенно важным становится сочетание элемента и системы, части и целого, отдельного и общего. Для этого так важно использовать приемы, позволяющие повысить уровень системности знаний учащихся на основе:

а) выделения главного – основной идеи, ведущих положений, существенных связей в изучаемом;

б) структуризации и синхронизации (сопоставление разных событий, происходящих в одно и то же время), часто выражаемых в форме схем и таблиц;

в) компактной целостной подачи темы или крупного "блока" учебного материала.

Последний, четвертый, уровень системы представлен ее ведущими принципами, на достижение которых направлена вся система принципов. Таким образом, описанная последовательность принципов в их системе отражает их ориентацию на развивающие и воспитывающие цели, а также регулирует систему конструирования и осуществления педагогического процесса в соответствии с реальными условиями его протекания.