Система показателей статистики цен
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой политики. Эти показатели используются в процессе изучения ценовых процессов и расчета большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.
Изучение рыночной конъюнктуры начинается с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.
Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве.
Для расчета средних цен (уровней цен) используются различные виды средних величин.
1. Средняя арифметическая взвешенная:
где р – цена единицы товара; q – количество товара.
Она применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении.
2. Средняя гармоническая взвешенная:
где pq – товарооборот в денежном выражении.
Применяется в том случае, если в качестве весов используются данные о продаже товара (товарооборота).
3. Средняя хронологическая простая:
где п – число месяцев (дней) в периоде.
Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга.
4. Средняя хронологическая взвешенная:
где – средняя за период; – число месяцев (дней) в периоде.
Применяется в том случае, если даты регистрации цен распределены неравномерно.
В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора из 25 основных продуктов питания, который выступает одной из характеристик "цены жизни" и регулярно рассчитывается государственной статистикой.
Показатели уровня цен являются основой для расчета показателей соотношения цен на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и платных услуг, оказываемых населению. Динамика показателей соотношения цен позволяет оценить состояние конъюнктуры отдельных товарных рынков. Приведем в качестве примера соотношение цен на некоторые виды продовольственных товаров с ценой на говядину (на конец года) по Российской Федерации за 2008– 2011 гг. (табл. 25.1).
Таблица 25.1
Соотношение потребительских цен на основные виды продовольственных товаров с ценой на говядину (на конец года, в %)
Продовольственные товары |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Говядина (кроме бескостного мяса) |
100 |
100 |
100 |
100 |
Рыба мороженая неразделанная |
41 |
42 |
40 |
37 |
Сливочное масло |
100 |
103 |
121 |
109 |
Подсолнечное масло |
43 |
31 |
37 |
33 |
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности |
16 |
14 |
16 |
14 |
Кисломолочные продукты |
19 |
18 |
20 |
18 |
Сыры сычужные твердые и мягкие |
122 |
115 |
133 |
117 |
Яйца куриные |
23 |
18 |
20 |
18 |
Сахар-песок |
13 |
18 |
21 |
13 |
Мужа пшеничная |
12 |
11 |
11 |
8 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта |
22 |
21 |
22 |
19 |
Крупы овсяная и перловая |
И |
9 |
11 |
9 |
Картофель |
10 |
8 |
15 |
6 |
Источник: Цены в России. 2012: стат. сб. / Росстат. М„ 2012. С. 68.
Данные, приведенные в таблице 25.1, показывают, что за 2008– 2011 гг. цены на основные виды продовольственных товаров отличались нестабильностью.
Особый интерес представляет соотношение цен изготовителей и потребителей промышленной продукции, особенно в сфере оборота топливно-энергетических ресурсов. В последние годы именно отрасли нефте- и газодобывающей промышленности часто повышают отпускные цены на свою продукцию, что в итоге приводит к очередному витку инфляционных процессов (табл. 25.2).
Таблица 25.2
Соотношение средних цен приобретения и цен производителей на основные виды энергоресурсов (на конец года)
Энергоресурсы |
Соотношение средних цен приобретения и производителей, в разах |
||||
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Уголь, за т |
2,6 |
3,0 |
2,6 |
3,0 |
2,2 |
В том числе: коксовый (коксующийся) |
3,1 |
4,0 |
3,7 |
3,8 |
2,6 |
каменный обогащенный* |
1,7 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
Нефть**, за т |
1,4 |
0,9 |
1,1 |
1,5 |
1,3 |
Газ горючий природный (газ естественный), за тыс. м3 |
4,4 |
4,3 |
5,4 |
4,9 |
5,2 |
Бензины автомобильные, за т |
1,9 |
2,8 |
1.7 |
1,5 |
1,5 |
Топливо дизельное, за т |
1,4 |
2,0 |
1.6 |
1,5 |
1,5 |
Мазут топочный, за т |
1,3 |
1,7 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
Электроэнергия***, за тыс. кВт-ч |
2,0 |
1,9 |
2.8 |
2,3 |
2,4 |
* Для производителей – уголь каменный рядовой.
** Для производителей до 2009 г. – нефть, включая газовый конденсат.
*** Для производителей – электроэнергия собственного производства.
Источник: Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М„ 2012. С. 687.
Как видно из табл. 25.2, цены приобретения на основные виды топливно-энергетических ресурсов значительно превышают цены производства, особенно заметно это расхождение по газу и углю. Причем заметное замедление темпов превышения цен приобретения по сравнению с ценами производства пока не наблюдается.
Рост цен и существенная разница между уровнем цен изготовителей и потребителей продукции в значительной мере связана с тенденцией роста транспортных и снабженческо-сбытовых расходов и налогов в структуре цен различных товаров.
Статистика изучает структуру оптово-отпускных ирозничных цен на продукцию различного народно-хозяйственного назначения. Под структурой цены понимается удельный вес се отдельных элементов, выраженный в процентах или долях единицы. Соотношение и число таких структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товара, типа торговых посредников и т.д.
Уровень цеп зависит прежде всего от издержек на производство продукции, в состав которых входят материальные затраты, затраты на оплату труда, социальные нужды, амортизацию и другие элементы. Затраты на производство являются основной составляющей оптовых цен производителей, причем доля материальных затрат в себестоимости продукции в последние годы в ведущих отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт) неуклонно увеличивается за счет опережающего роста цен приобретения по сравнению с ценами производителей (табл. 25.3).
Таблица 25.3
Структура розничных цен на некоторые виды продовольственных товаров Российской Федерации в 2011 г. (%, к розничной цене)
Показатели |
Говядина (кроме бескостного мяса) |
Свинина (кроме бескостного мяса) |
Мясо птицы |
Колбаса вареная высшего сорта |
||||
руб. в расчете на кг |
в % к розничной цене |
руб. в расчете на кг |
в % к розничной цене |
руб. в расчете на кг |
в % к розничной цене |
руб. в расчете на кг |
в % к розничной цене |
|
Сырье и основные .материалы за вычетом возвратных отходов, побочной и сопутствующей продукции |
135,09 |
58,08 |
118,15 |
56,33 |
48,55 |
44,08 |
124,89 |
47,24 |
Расходы на производство, включая коммерческие расходы |
24,45 |
10,51 |
20,48 |
9,76 |
23,63 |
21,46 |
50,77 |
19,21 |
Полная себестоимость единицы продукции |
159,54 |
68,59 |
138,63 |
66,09 |
72,18 |
65,54 |
175,66 |
66,45 |
Фактическая прибыль, убыток(-) |
7,31 |
3,14 |
4.57 |
2,18 |
4,78 |
4,34 |
16,33 |
6,18 |
НДС |
13,84 |
5,95 |
10,60 |
5,05 |
5,25 |
4,77 |
18,47 |
6,99 |
Другие виды налогов |
0,32 |
0,14 |
0,25 |
0,12 |
0,03 |
0,03 |
0,15 |
0,06 |
Отпускная цена с НДС, акцизом и другими видами налогов |
181,01 |
77,82 |
154,05 |
73,44 |
82,24 |
74,68 |
210,61 |
79,68 |
Оборот сферы обращения |
51,55 |
22,16 |
55,64 |
26,53 |
27,86 |
25,30 |
53,48 |
20,23 |
Источник: Цены в России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 94.
В составе розничных цен наряду с расходами на производство в структуре цен на род товаров существенный удельный вес (более 20%) занимают издержки сферы обращения – надбавка розничной торговли, прибыль, торговые расходы, НДС.
В условиях рынка и сравнительно высокой инфляции уровень и структура цен весьма подвижны. Для оценки интенсивности и существенности изменения структуры цены в динамике, а следовательно, для характеристики стабильности рынка того или иного товара можно использовать различные обобщающие показатели структурных сдвигов: коэффициент структурных сдвигов, индекс различий, коэффициент Гатева, индекс Салаи.
Своеобразным показателем уровня цен является показатель покупательной способности денежных доходов населения. Он характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и исчисляется ежегодно на федеральном и региональном уровнях и по социальным группам населения. Этот показатель рассчитывается как отношение величины среднедушевого денежного дохода к средней цене товара-представителя по Российской Федерации (табл. 25.4).
Таблица 25.4
Покупательная способность среднедушевого денежною дохода населения на некоторые товары и услуги по Российской Федерации за 2008-2011 гг.
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|
Продукты питания, кг в месяц |
||||
Говядина (кроме бескостного мяса) |
95,8 |
92,8 |
99,9 |
94,3 |
Свинина (кроме бескостного мяса) |
88,9 |
87,9 |
96,9 |
101,9 |
Баранина (кроме бескостного мяса) |
81,0 |
80,2 |
81,9 |
87,1 |
Куры (кроме куриных окорочков) |
163,3 |
165,3 |
185,2 |
199,4 |
Рыба мороженая (кроме деликатесной) |
201,8 |
189,3 |
214,7 |
216,0 |
Масло сливочное |
88,9 |
94,4 |
88,8 |
83,1 |
Масло подсолнечное |
207,2 |
270,2 |
314,3 |
267,1 |
Маргарин |
233,1 |
244,0 |
268,0 |
273,0 |
Молоко питьевое и молочный напиток, л |
607,1 |
589,4 |
546,5 |
517,1 |
Творог |
121,7 |
130,9 |
131,1 |
125,4 |
Непродовольственные товары, шт. в месяц |
||||
Костюм-двойка мужской |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
3,8 |
Сорочка мужская |
29,7 |
28,8 |
29,2 |
28,9 |
Брюки мужские |
13,4 |
13,6 |
14,0 |
14,2 |
Юбка женская |
13,4 |
13,5 |
13,5 |
13,7 |
Блузка женская |
13,5 |
13,5 |
13,6 |
14,1 |
Изменение покупательной способности по платным услугам, оказываемым населению, в % к предыдущему году |
||||
Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов |
104,7 |
99,3 |
101,4 |
94,8 |
Электроэнергия |
104,6 |
91,0 |
99,3 |
100,3 |
Горячее водоснабжение |
100,0 |
89,3 |
94,3 |
94,4 |
Водоснабжение холодное и водоотведение |
102,8 |
94,3 |
94,4 |
97,8 |
Газ сетевой |
95,0 |
99,0 |
89,8 |
98,9 |
Источник: Цены в России. 2012: стах. сб. / Росстат. М., 2012. С. 86.
Данные, приведенные в табл. 25.4 (здесь представлена лишь небольшая часть товаров и услуг), свидетельствуют, с одной стороны, о сокращении товарных эквивалентов в связи с ростом цен (говядина, свинина, платные услуги), а с другой – об относительной стабильности цен на непродовольственные товары.
Всестороннее изучение цен предполагает использование не только показателей выборочного наблюдения, средних величин, структуры, относительных величин, но и других показателей вариации, динамических рядов, индексного анализа, корреляции. Обширная ценовая информация дает возможность применять различные методы статистического анализа в исследовании цен, тенденций их развития и взаимосвязи с различными экономическими показателями. Наиболее широко государственная статистика при изучении цен применяет методы группировок, средних величин, графики и индексный метод. При этом индексы как обобщающие показатели являются основными в статистике цен.
Характеристика дифференциации уровня цен может быть представлена в виде другой относительной величины, получившей на
звание "Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения". Величина этого показателя определяется на основе единых объемов потребления, а также средних потребительских цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг (табл. 25.5).
Таблица 25.5
Стоимость и изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения (на конец года)
Территория |
2010 г. |
2011 г. |
||||
Стоимость фиксированного набора |
Изменение стоимости фиксированного набора, в % к декабрю 2009 г. |
Стоимость фиксированного набора |
Изменение стоимости фиксированного набора, в % к декабрю 2010 г. |
|||
руб. в расчете на месяц |
в % к среднероссийской стоимости |
руб. в расчете на месяц |
в % к среднероссийской стоимости |
|||
Российская Федерация |
8711,8 |
100 |
112,9 |
9174,2 |
100 |
106,2 |
Центральный федеральный округ |
9471,0 |
109 |
113,2 |
10 182,1 |
111 |
105,7 |
Северо-Западный федеральный округ |
9227,0 |
106 |
112,9 |
9525,6 |
104 |
106,3 |
Южный федеральный округ |
8393,1 |
96 |
113,2 |
8528,3 |
93 |
105,4 |
Приволжский федеральный округ |
7766,9 |
89 |
113,6 |
8180,7 |
89 |
106,0 |
Уральский федеральный округ |
8878,7 |
102 |
112,6 |
9393,6 |
102 |
106,4 |
Сибирский федеральный округ |
8072,2 |
93 |
111,9 |
8446,9 |
92 |
106,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
11 108,7 |
128 |
109,4 |
11 958,6 |
130 |
107,7 |
Источник: Цены в России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 80.
Данные таблицы 25.5 показывают, что между федеральными округами России имеются заметные различия в покупательской способности населения. Размах вариации показателя стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для мерегиональных сравнений, рассчитанного в процентах к среднероссийской стоимости, составил в 2010 г. 39 п. п. (Приволжский федеральный округ – 89% и Дальневосточный федеральный округ – 128%); в 2011 г. – 41 п. п. (Приволжский федеральный округ – 89% и Дальневосточный федеральный округ – 130%).