Система показателей и направления изучения изменения цен на потребительском рынке
Одной из важнейших задач экономической политики любой страны является управление инфляционными процессами, которые служат серьезным препятствием устойчивому развитию экономики и повышению уровня и качества жизни населения. В связи с этим статистика цен – это один из важнейших разделов экономической статистики. Информация о ценах и их изменениях необходима не только для оценки динамики инфляционных процессов, но и для реализации мер социальной (установления размеров и индексации пенсий, пособий и т.д.), региональной и денежно-кредитной политики.
Можно выделить следующие направления использования статистических данных о ценах:
• разработка мер по реализации экономической политики органами государственного управления;
• принятие управленческих решений по экономическим, финансовым и социальным вопросам в предпринимательской сфере (корректировка ценовой и инвестиционной политики, структуры источников финансирования деятельности, индексации выплат работникам и др.);
• дефлятирование стоимостных показателей с целью анализа их динамики в сопоставимых ценах статистическими национальными и международными организациями.
В практике деятельности различных стран в качестве основного показателя, характеризующего темпы инфляции, используется индекс потребительских цен. В соответствии с международным стандартом, изложенным в Руководстве по измерению индекса потребительских цен, индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет изменение цен потребительских товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами за тот или иной период.
Исчисление ИПЦ в большинстве стран осуществляется на месячной, квартальной и годовой основе. В целом методология его построения заключается в следующем:
• формируется потребительская корзина, включающая товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для конечного потребления. С целью группировки потребительских расходов рекомендуется использовать КИПЦ;
• определяется структура потребительских расходов по КИПЦ. Она устанавливается по результатам обследований расходов или бюджетов домашних хозяйств, проводимых на регулярной основе статистическими органами;
• формируется список товаров – представителей каждой товарной группы. Состав и количество товаров – представителей в каждой группе зависят от их характеристик, вариации цен и удельного веса данной группы в общей величине потребительских расходов;
• определяется перечень торговых точек и регистрируются цены отобранных товаров-представителей, на основе которых исчисляются индивидуальные индексы цен (), которые затем усредняются для получения ИПЦ по каждому элементарному агрегату (группе наиболее низкого уровня классификации). Поскольку данные о весах товаров-представителей на практике, как правило, отсутствуют, для расчета среднего индекса элементарного агрегата рекомендуется использовать индекс Джевонса, представляющего собой среднюю геометрическую невзвешенную из индивидуальных индексов:
где – цены товара-представителя соответственно в периодах t и 0.
На заключительном этапе индексы цен, рассчитанные по каждому элементарному агрегату, обобщаются для получения ИПЦ как в целом по товарам и услугам, так и для различных уровней их классификации. В основном для этих целей используется формула индекса цеп Ласпейреса
(8.3)
где – количество товара г, приобретенного домашними хозяйствами в период 0; – доля расходов на i-й товар (группу) в общем объеме расходов домашних хозяйств на потребление в периоде 0:
Для исчисления ИПЦ может быть также использована формула индекса Пааше
(8.4)
где – количество товара i, приобретенного домашними хозяйствами в период t; – доля расходов на i-й товар (группу) в общем объеме расходов домашних хозяйств на потребление в периоде t.
Поскольку индексы Ласпейреса и Пааше систематически отклоняются от истинного значения соответственно в сторону завышения и занижения, в международной практике рекомендуется использовать индекс Фишера
Тем не менее расчет индекса Фишера достаточно сложен на практике, поскольку для этого требуется информация о структуре потребления как в отчетном, так и базисном периодах. Поэтому в международных стандартах предлагается для нивелирования недостатков индексов Ласпейреса и Пааше использовать следующие индексы:
• индекс Уолша
• индекс Торнквиста
где – средняя из долей расходов на i-й продукт в периодах t и 0.
В российской практике применяется Вперед система индексов потребительских цен:
• сводный индекс потребительских цен, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) набора потребительских товаров и услуг;
• индексы потребительских цен по отдельным социально-экономическим группам населения, характеризующие изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг для групп населения с различным уровнем доходов;
• сводные индексы цен по группам продовольственных и непродовольственных товаров и услуг;
• региональные индексы потребительских цен;
• базовый индекс потребительских цен.
В качестве базы для сравнения при расчете ИПЦ используется:
• предыдущий месяц (или период);
• декабрь предыдущего года (или квартал);
• соответствующий месяц (квартал) предыдущего года.
Федеральное государственное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен в России осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Росстатом по согласованию с другими ведомствами. Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен проводятся в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Росстатом после ее согласования на заседании Правительства РФ.
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет ИПЦ осуществляются в основном в соответствии с международными стандартами.
Источниками для расчета ИПЦ служат следующие данные:
• об изменении цен, рассчитанных на основе регистрации цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, за каждый отчетный период;
• о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые используются в качестве весов при расчете ИПЦ.
Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов РФ. Ценовая информация собирается во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах (городах, поселках городского типа), отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. В соответствии с действующей методологией и принятыми международными нормами ИПЦ по товарам и услугам строится для городского населения. Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах РФ осуществлялся в соответствии со следующими критериями:
• общее число обследуемых населенных пунктов в регионе, как правило, должно находиться в пределах двух – четырех городов;
• города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;
• в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в них не имеют принципиальных различий;
• отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;
• численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения региона.
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги проводится в организациях торговли и сферы услуг, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках как в стационарных торговых заведениях, так и в передвижных торговых точках (палатках, киосках и т.д.). В выборочную совокупность включаются предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле. Для отбора базовых организаций используются данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций но управлению имуществом и других органов исполнительной власти.
Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов РФ репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением, а также отдельных товаров и услуг необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Данный набор разрабатывается Росстатом и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен однородных товаров, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения, которая должна составлять не мене 0,1%.
Набор состоит их трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению. Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.
Источником информации о потребительских расходах населения являются ежегодные данные, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств. Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора используется также Вперед дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, производстве отдельных видов продукции и др.; применяются экспертные оценки.
Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным субъектам РФ, ИПЦ на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном – на базе структуры потребительских расходов в целом по Российской Федерации за предыдущий год.
Структура потребительских расходов, предназначенная для расчета ИПЦ, разрабатывается по категории "все население". Помимо этого, используя данные о расходах отдельных групп населения, осуществляются расчеты сводных индексов потребительских цен в разрезе групп населения с различным уровнем доходов. Пересмотр системы весов, используемой при построении ИПЦ, осуществляется ежегодно.
Расчет ИПЦ на федеральном и региональном уровнях проводится по единой методологии в несколько этапов.
1. На основе данных регистрации цен определяются средние сопоставимые цепы за отчетную и предыдущую недели на конкретные товары и услуги. Они рассчитываются следующим образом:
где п – число зарегистрированных цен.
Сопоставимой называется цена, зарегистрированная в одном и том же предприятии на один и тот же или аналогичный но качеству товар. Для обеспечения сопоставимости ценовой информации при отсутствии товара в конкретном торговом предприятии или во всем регионе применяется метод замены товаров и услуг.
2. Определяются индивидуальные индексы цен на товар (услугу) по городу как частное от деления средних цен. Пример расчета средней сопоставимой цены и индивидуального индекса цен на масло приводится в табл. 8.15.
3. На базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги) – представители по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен на отдельные товары (услуги) в целом по субъекту, федеральному округу и Российской Федерации. Веса, используемые для исчисления агрегатных индексов цен, учитывают не только долю численности населения, но и уровень цен (базисных цен декабря предыдущего года, сопоставимых с отчетной средней ценой января отчетного года), сложившийся в городе (субъекте):
Данные регистрации цен на масло
Таблица 8.15
Магазины, рынки |
Характеристика товара |
Декабрь |
Январь |
||
Цена за упаковку, руб. |
Цена за 1 кг, руб. |
Цена за упаковку, руб. |
Цена за 1 кг, руб. |
||
Гастроном |
Масло в пачках 70% жирности, 200 г |
36,0 |
180,0* |
36,8 |
184,0* |
Передвижная торговая точка |
Масло в пачках 70% жирности, 200 г |
37,0 |
185,0 |
- |
- |
Мелкооптовый рынок |
Масло в пачках 70% жирности, 200 г |
33,5 |
167,5* |
34,0 |
170,0* |
Городской рынок |
Масло |
- |
160,0* |
- |
170,0* |
Средняя сопоставимая цена |
|||||
Индивидуальный индекс цен (ip ) |
Примечание: Знаком "*" отмечаются сопоставимые цены.
где – индекс цен (тарифов) на товар (услугу) – представитель в целом но субъекту РФ (федеральному округу, России); – индивидуальный индекс цен (тарифов) на товар (услугу) – представитель по городу (индекс цен по субъекту РФ); – доля (вес) каждого города (субъекта РФ) в общей численности населения субъекта РФ (федерального округа, России); – цена (тариф) декабря предыдущего года па товар (услугу) – представитель в городе (субъекте РФ); т – количество городов (субъектов РФ).
В табл. 8.16 представлены необходимые показатели и результаты определения средних цен и индексов цен на рыбу по району.
Таблица 8.16
Расчет ИПЦ по району
Город района |
Доля численности населения, % |
Цены рыбы мороженной за 1 кг |
Индексы цен по сравнению с предыдущим месяцем, % |
|||||
Декабрь предшествующего года |
Текущий год |
январь |
февраль |
март |
||||
январь |
февраль |
март |
||||||
1 |
36,1 |
170,0 |
171,2 |
171,8 |
172,6 |
100,7 |
100,4 |
100,5 |
2 |
10,8 |
164,9 |
165,3 |
167,0 |
168,1 |
100,2 |
101,3 |
101,9 |
3 |
24,2 |
170,9 |
171,8 |
172,6 |
173,2 |
100,5 |
101,0 |
101,3 |
4 |
14,5 |
171,4 |
172,0 |
172,6 |
173.4 |
100,4 |
100,7 |
101,1 |
5 |
14,4 |
171,0 |
171,8 |
171,9 |
172,9 |
100,5 |
100,5 |
|
Итого по району |
100,0 |
170,0 |
170,9 |
171,6 |
172,4 |
100,5 |
100,7 |
101,0 |
В итоговой строке представлены средние цены по району, определяемые следующим образом:
где– средняя цена но району ву-м месяце;– цена товара в г-м месяце; – доля численности г-го города района.
Например, для марта средняя взвешенная цена равна:
Определяемые таким образом средние цены используются для расчета агрегатных индексов потребительских цен в разрезе субъектов РФ, федеральных округов и по России в целом.
ИПЦ по району, приведенные в итоговой строке табл. 8.16, определяются в соответствии с изложенной выше методологией, т.е. с учетом не только структуры численности населения, но и цен декабря предшествующего года.
4. На основе индексов цен товаров и услуг и долей расходов населения на их приобретение определяются сводные индексы в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по регионам, экономическим районам и России в целом.
Расчет ИПЦ проводится по формуле (8.3) индекса цен Ласпейреса.
Расчет ИПЦ осуществляется с недельной, месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом с начала года.
Рассмотрим расчет ИПЦ в Российской Федерации за 2004 г. (табл. 8.17).
Таблица 8.17
ИПЦ по отдельным группам товаров и услуг в России
Группы товаров и услуг |
ИПЦ в 2004 г., % (декабрь к декабрю 2003 г.) |
Структура потребительских расходов в 2003 г., % |
Продовольственные товары |
113,0 |
40,5 |
Алкогольные напитки |
108,7 |
2,2 |
Непродовольственные товары |
107,4 |
37,6 |
Платные услуги |
117,7 |
19,7 |
Сводный индекс потребительских цен определяется следующим образом:
где – индексы потребительских цен по отдельным группам товаров и услуг; – доля каждой группы в общем объеме потребительских расходов населения в базисном периоде.
Используя данные из табл. 8.17, получаем
Таким образом, среднее увеличение цен в целом по Российской Федерации в 2004 г. по сравнению с 2003 г. составило 11,7%.
В табл. 8.18 представлены ИПЦ по всем товарам и услугам в России, а также по их отдельным группам.
Таблица 8.18
Динамика индекса потребительских цен в России
Годы |
ИПЦ, % (декабрь к декабрю предыдущего года) |
|||
все товары и платные услуги населению |
продовольственные товары |
непродовольственные товары |
платные услуги населению |
|
1992 |
2608,8 |
2626,2 |
2673,4 |
2220,5 |
1993 |
939,3 |
904,3 |
741,8 |
2411,2 |
1994 |
315,1 |
314,1 |
269,0 |
622,4 |
1995 |
231,3 |
223,4 |
216,3 |
332,4 |
1996 |
121,8 |
117,7 |
117,2 |
148,4 |
1997 |
111,0 |
109,1 |
108,1 |
122,5 |
1998 |
184,4 |
196,0 |
199,5 |
118,3 |
1999 |
136,6 |
135,9 |
139,2 |
134,0 |
2000 |
120,2 |
117,9 |
118,5 |
133,7 |
2001 |
118,6 |
117,8 |
112,7 |
136,9 |
2002 |
115,1 |
111,3 |
110,9 |
136,2 |
2003 |
112,0 |
110,2 |
109,2 |
122,3 |
2004 |
111,7 |
113,0 |
107,4 |
117,7 |
2005 |
110,9 |
109,6 |
106,4 |
121,0 |
2006 |
109,0 |
108,7 |
106,0 |
113,9 |
2007 |
111,9 |
115,6 |
106,5 |
113,3 |
2008 |
113,3 |
116,5 |
108,0 |
115,9 |
Резкий скачок цен наблюдался в 1992 и 1998 гг. В 1992 г. это было связано с так называемой либерализацией цен. В последующие годы их рост постепенно замедлялся, и в 1997 г. значение ИПЦ составило 111%. В 1998 г. в результате кризиса цены потребительских товаров и услуг выросли на 84,4% по сравнению с ценами в 1997 г., причем на продовольственные товары они повысились намного больше, чем на услуги. После 1998 г. Правительством РФ были приняты меры по стабилизации роста цен и снижению ИПЦ. Существенное сокращение темпов роста цен достигнуто по продовольственным и непродовольственным товарам, однако по услугам прирост цен оставался на уровне 34%. В 2001 г. в целом отмечается медленное снижение прироста цен, но наблюдается их рост на услуги (ИПЦ = 136,9%), что во многом обусловлено проводимыми социальными реформами и прежде всего реформой жилищно-коммунального хозяйства. В 2007–2008 гг. отмечается рост ИПЦ до 113,3%. По отдельным составляющим наблюдается аналогичная тенденция за исключением индекса цен на услуги: резкое изменение этого индекса отмечается в 2008 г. Безусловно, рост цен в потребительском секторе в последние два года связан с кризисом 2007–2009 гг.
При изучении динамики цен большое внимание уделяется оценке влияния на них сезонных факторов (см. параграф 8.3), которые оказывают воздействие как на изменение объемов продаж отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, так и на изменение их цен. Метод учета сезонных факторов приобретает особое значение при умеренных темпах инфляции, поскольку в такой ситуации повышаются требования к точности оценки сезонной составляющей динамических рядов.
Росстатом в соответствии с Методологическими рекомендациями по построению индексов потребительских цен с учетом сезонного фактора предлагается проводить расчет ИПЦ с поправкой на сезонность, применяя для этого соответствующие коэффициенты сезонности[1]. Базой для расчетов являются динамические ряды помесячных индексов потребительских цен по каждому из сезонных товаров. Согласно этой методике предусмотрены следующие этапы расчетов:
1) рассчитываются среднемесячные индексы сезонного товара за каждый рассматриваемый год по формуле средней геометрической: корень двенадцатой степени из величины индекса в целом за год;
2) определяются коэффициенты сезонности по отдельным товарам за каждый месяц как отношение среднемесячного индекса цен к ежемесячным индексам цен за соответствующий год;
3) проводятся расчеты индексов цен по отдельным товарам с учетом сезонного фактора путем корректировки месячных индексов за счет введения коэффициентов сезонности.
Зная индекс потребительских цен (), можно рассчитать индекс покупательной способности национальной валюты. Он является обратной величиной ИПЦ:
Индекс покупательной способности характеризует изменение объема товаров и услуг фиксированного набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Например, если ИПЦ в декабре 2004 г. по отношению к декабрю 2003 г. составил 111,7%, т.е. цены выросли на 11,7%, то покупательная способность рубля снизилась на 10,4% (1: 1,117 • 100% – 100% = -10,47%).
С 2003 г. в систему показателей индексов потребительских цен Росстатом был включен базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), который, являясь одним из составляющих ИПЦ, исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, и может быть использован для проведения аналитических расчетов.
Цель расчета БИПЦ – выявление наиболее устойчивой динамики цен, не подверженной влиянию шоковых ситуаций в сфере предложения и спроса, сезонного фактора, а также административному воздействию федеральных и региональных органов власти на процессы ценообразования.
Основной подход к исчислению БИПЦ (базовой инфляции) – это исключение из расчета ИПЦ изменения цен на отдельные составляющие его виды товаров и услуг, подверженные существенным колебаниям цен, не связанным с общим фоновым уровнем инфляции.
Базовый индекс рассчитывается на основании набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цеп за исключением отдельных товарных групп и видов товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также в значительной степени подвержены воздействию сезонного фактора.
Таким образом, из общего перечня продовольственных товаров исключается плодоовощная продукция, так как колебания цен на нее имеют ярко выраженный сезонный характер и в течение всего года существенно влияют на ИПЦ как в сторону его понижения, так и повышения.
Из группы непродовольственных товаров в расчет БИПЦ не включается топливо (в том числе бензин), так как динамика цен на его отдельные виды, помимо сезонного фактора, подвержена административному воздействию федеральных и региональных органов власти.
Из группы платных услуг населению исключаются те их виды, формирование цен на которые осуществляется, как правило, на федеральном или региональном уровне но решению соответствующих органов власти (отдельные услуги пассажирского транспорта, услуги связи, практически все виды жилищно-коммунальных услуг, отдельные виды услуг правового характера и банков).
Расчет БИПЦ проводится в рамках федерального государственного статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Росстатом. Исчисление этого индекса так же, как и расчет всей системы индексов потребительских цен, осуществляется в разрезе субъектов РФ и по России в целом.
* * *
Основные показатели статистики расходов и потребления населения
Направления изучения |
Показатели |
Расходы населения на потребление |
• Состав и структура расходов домашних хозяйств на конечное потребление. • Динамика расходов на конечное потребление. • Состав, структура и динамика потребительских расходов. • Состав и структура потребительских расходов домашних хозяйств в зависимости от их месторасположения, уровня среднедушевых располагаемых ресурсов, количества детей. • Показатели дифференциации и концентрации домашних хозяйств по величине расходов на конечное потребление (потребительских расходов) |
Потребление населения |
• Потребление отдельных видов продуктов питания – всего, в том числе в расчете на одно домашнее хозяйство, на одного его члена. • Соотношение объемов потребления продуктов питания в городских и сельских домашних хозяйствах. • Величина и структура потребления продуктов питания домашними хозяйствами в зависимости от уровня их благосостояния, состава, количества детей. • Коэффициент удовлетворения потребностей в товарах и услугах. • Калорийность питания, в том числе по группам домашних хозяйств. • Пищевая ценность продуктов питания: белки, жиры, углеводы. • Энергетическая и пищевая ценность минимального набора продуктов питания, в том числе по группам населения и природно-климатическим зонам. • Динамика стоимости набора продуктов питания. • Состав и структура прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, в том числе по группам населения. • Стоимость и структура фактической потребительской корзины в расчете на одно домашнее хозяйство, на душу населения, в домашних хозяйствах с медианным среднедушевым доходом, в домашних хозяйствах со среднедушевыми доходами (ресурсами) ниже прожиточного минимума, в верхней и нижней квинтильных группах домашних хозяйств. • Индексы потребительских цен по группам товаров и услуг, по регионам страны. • Сводный индекс потребительских цен. Базовый индекс потребительских цен. • Индекс покупательной способности национальной валюты |