Система показателей для исследования управления
Показатели, используемые в исследовании системы управления, различны. Их ОГЛАВЛЕНИЕ, а также качество не всегда могут соответствовать целям исследования. Поэтому большое значение имеет выбор необходимых показателей или при отсутствии таковых – их конструирование.
Для выбора показателей необходимо провести их классификацию, которая упорядочивает их и показывает, помимо прочего, каких показателей недостает для проведения исследования (рис. 5.10).
В любом исследовании существуют предмет и объект. В исследовании управления в качестве объекта выступает система управления, т.е. совокупность взаимосвязанных действий субъекта управления, позволяющих согласовывать по общей цели деятельность людей. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы.
Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления.
Показатели состояния не обязательно должны быть натуральными. Они могут отражать и экономическое положение фирмы. Так или иначе, это показатели статики, фиксирующие мгновение в разнообразных процессах функционирования и развития системы управления.
Существует другая группа показателей, отражающих изменения, происходящие в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики, функционирования и развития.
Показатели состояния включают в себя процессы, которые позволяют судить о поддержании необходимых для нормальной работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.).
Показатель изменения отражает появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, т.е. все, что характеризует появление нового качества.
Показатели предмета управления характеризуют цели, ресурсы и условия их использования.
Действительно, реальное управление – это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые ограничивают возможности использования ресурсов, но в то же время содержат благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть, использовать для достижения цели.
Рис. 5.10. Система показателей для исследования управления
Предмет управления отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов и основным характеристикам цели и условий ее достижения.
В исследовании используются простые и сложные показатели. Простым показателем является, например, количество работников в отделе, сложными (их иногда называют синтетическими, расчетными) – показатели производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно такие показатели являются основой современного управления, ибо они полнее отражают тс функции, которые присущи показателям.
Показатели могут быть количественными и качественными. Это разделение носит в определенной степени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в количественных параметрах и единицах. Это разделение отражает лишь возможность точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. Если персонал можно учесть в совершенно точных количественных измерениях, то, например, социально-психологическую атмосферу коллектива можно отразить лишь в показателях "хорошая" или "плохая" либо в сочетании этих субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше представить как группы показателей приблизительных и грубых оценок и показателей точных количественных оценок. В практике исследования необходимы и те и другие.
Показатели в качестве средства воздействия имеют определенный организационный статус. По этому признаку можно выделить показатели регламентного, нормативного, инструктивно-информационного типа. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, которые и определяют организационный статус показателя. Регламентные показатели обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.), нормативные – регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.), инструктивно-информационные – дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.
С точки зрения универсальности можно разделить показатели на универсальные и узкоспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые – полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления.
Существуют также показатели обобщающего типа (интегральные) и показатели конкретные, которые характеризуют классификационные различия или дифференциацию признаков, функций, методов и т.д.
В исследовании управления большую роль играет сочетание экономических и натуральных показателей.
Комплекс, разнообразие, сочетание и методологическая основа показателей – все это важные факторы успеха в исследовании управления.
Показатели отражают уровень развития исследовательской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система показателей формируется сознательно и включает в себя не только существующие, но и специально разработанные и сконструированные показатели. Управление обогащается новыми показателями, и это позволяет глубже осваивать и понимать тенденции его развития.