Система ориентации учащихся

Существуют два основных направления ориентации: распределение по направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация).

Россия. В общеобразовательной школе России до сих пор нет сколько-нибудь внятной системы ориентации учащихся. О негативных последствиях такого положения свидетельствует выбор предпочтений выпускников. В 2012 г. 70% учащихся на ЕГЭ выбрали обществоведение и пренебрегли физикой, химией, биологией.

США. В Соединенных Штатах существует система ориентации учащихся – психолого-педагогическая служба "Гайденс" (guidance). Система построена с учетом идей Д. Сьютера об учете способностей и интересов; изменчивости профессиональных предпочтений; зависимости ориентации от социально-экономического статуса учащихся; возможности стимулирования интересов и склонностей к профессии и т.д. В состав службы входят социолог, психолог, преподаватель, юрист, врач, другие работники школы. Служба помогает школьнику определиться в окружающей социальной среде. "Гайденс" обязана досконально знать персональные данные об учащихся, чтобы определять, что следует в них поощрять и развивать, а что – корректировать. Такое знание позволяет "Гайденс" давать учащимся рекомендации в ситуации выбора.

В образовательных учреждениях и консультационных центрах 35 штатов применяется разработанная в конце 1990-х гг. профессором Колумбийского университета У. Адкинсом программа "Необходимые жизненные навыки: как выбрать, найти, получить и сохранить работу". Программа состоит из десяти разделов, каждый из которых соответствует одной из задач развития карьеры: "Исследование самого себя. Кто я и куда я иду дальше?"; "Исследование мира работы";

"Принятие верных решений относительно своей карьеры"; "Нахождение информации о работе и контакты с работодателями"; "Умения использовать агентства по найму и личные контакты"; "Планирование и эффективное управление своим временем" и др.

Во многих школах применяется курс Дж. Кимбрелла и Б. Виньярда "Как добиться успеха в мире труда". Целевыми установками курса являются подготовка молодежи к построению собственной профессиональной стратегии, формирование опыта самоорганизации, навыков, способствующих успеху на рынке труда. Курс предусматривает рассмотрение таких тем, как "Самооценка и познание себя"; "Изучение мира карьеры"; "Профессиональный рост; "Навыки, необходимые в жизни"; "Непрерывное образование".

Великобритания. Английские педагоги рассматривают профессиональную ориентацию учащихся как самостоятельную часть учебно-воспитательного процесса. Ориентационная работа начинается в неполной средней школе. Ее ведут в первую очередь учителя профориентации. В их задачи входит помощь ученикам в верном выборе будущей профессии, элективных предметов, соответствующих их интересам, склонностям и возможностям. Учителя профориентации действуют в контакте с преподавателями-предметниками, советниками Службы по трудоустройству молодежи. У учителя профориентации находятся личные дела школьников, куда он вносит сведения об успеваемости, физическом развитии, здоровье, интеллектуальном развитии, индивидуальном характере, условиях жизни учащихся. При внесении таких сведений учитываются результаты тестирования, анкетирования, бесед. На основе наблюдений всех педагогов ученику дается обобщенная так называемая независимая характеристика, которая используется при итоговой профессиональной ориентации учащегося.

Франция. Во Франции профессиональная ориентация школьников организуется согласно концепции "воспитания ориентации". Концепция предусматривает формирование культуры выбора профессии (знание профессий, "знание себя", знание возможностей образовательной подготовки). Концепция построена на принципах непрерывности, когерентности, коллективности и согласованности. Непрерывность (demarche continue) предполагает ориентацию на протяжении всех лет обучения; когерентность (demarche coherente) – ориентацию согласно политике определенного учебного округа, коллективность (ddmarche collective) – объединение усилий всех преподавателей, согласованность (demarche concertee) – координацию всех субъектов ориентационной работы.

Ориентация осуществляется во время всего учебного процесса и на особых занятиях. Уроки ориентации предоставляют информацию о мире труда, возможностях приобретения специального образования. Ориентацией заняты учителя-предметники и особые советники. Приступают к профориентации в последнем классе начальной школы и затем проводят ее в коллеже. Педагоги регулярно изучают интересы и склонности школьников для разумного ориентирования на будущую профессиональную деятельность. В школах действуют советы по ориентации, состоящие из преподавателей, членов школьной администрации, родителей и советников по ориентации. Основная тяжесть ориентационной работы ложится на преподавателей, которые объединены в совет класса. В этом органе анализируются сведения от разных педагогов, данные персональных досье. С преподавателями сотрудничают советники по ориентации, которые информируют о профессиях, возможностях трудоустройства, индивидуально консультируют учащихся и родителей. В старшем классе начальной школы советник по ориентации акцентирует внимание на выборе возможной сферы профессиональной деятельности, в едином коллеже – на выборе типа завершающего общего или среднего профессионального образования.

В коллеже процедура ориентации складывается из сбора информации, внесения предложений и вынесения решений. Информация поступает от учителей и учеников. Преподаватели собирают информацию из данных тестирования, опросов и пр. Ученики – из теле-, радиопередач, просмотра специальных фильмов, посещения выставок, предприятий и т.д. Затем в совете по ориентации происходит диалог между преподавателями и родителями, в результате чего вырабатываются предложения-рекомендации. Это делается по окончании пятого, четвертого и третьего классов. В последнем случае совет выносит рекомендации о переходе в то или иное учебное заведение заключительного образования (лицей, профшкола). Окончательное решение – за департаментским советом ориентации. Оно позволяет выпускнику поступить без экзамена в то учебное заведение, которое рекомендовано данным советом. При несогласии родителей и выпускников учащиеся вольны поступать – но уже после экзаменов – в любое иное среднее учебное заведение полного образования.

Система ориентации, однако, не дает значительных результатов. Главную роль в судьбе французского школьника продолжают играть субъективные, и потому не всегда точные критерии. Некоторые руководители школьного дела видят проблему исключительно в черном цвете. В 1979 г. министр высшего образования Сонье-Сито, ссылаясь, в частности, на то, что лишь 25% первокурсников медицинских факультетов перешли на очередной курс, сделала вывод, что школа "ориентирует отвратительно". Впрочем, эта крайняя точка зрения.

Япония. В Японии система ориентации в выпускном классе младшей средней школы предусматривает помощь ученикам при выборе жизненных планов, воспитание способности принимать ответственное решение о своем будущем. Чтобы помочь выпускнику младшей средней школы выбрать учебное заведение старшей ступени того или иного профиля, ему рекомендуют познакомиться с различными старшими средними школами, попробовать заниматься по их программам.

Центральный Совет по образованию Японии дал ряд рекомендаций (1991) по улучшению ориентации школьников. Во-первых, отказаться от ориентации на количественные характеристики, что имело место в прошлом. Во-вторых, выработать процедуры, при которых учащиеся среди широкого спектра учебных заведений, программ и учебных курсов будут делать выбор по своему желанию. В-третьих, избавить выпускников старшей средней школы от психологического пресса, заставляющего во имя успеха на унифицированных экзаменах в университет наступать на горло личным интересам и наклонностям при выборе учебных курсов.

Японские педагоги считают, что учебная ориентация в школе остается мало эффективной, и это приводит к неспособности учеников определять жизненную перспективу выбора дальнейшего обучения не по индивидуальным склонностям, а лишь с учетом академических успехов. Указывается, что фактический выбор выпускников весьма небогат. Немногие (менее 3%) выбирают иной вариант, чем академическое полное среднее образование.