Лекция 23. Система органов местного самоуправления в Российской Федерации
В результате изучения главы студент должен:
знать
• систему органов местного самоуправления в Российской Федерации;
• понятие, общую характеристику, компетенцию и формы работы представительного органа муниципального образования;
• правовой статус депутата представительного органа муниципального образования;
• особенности назначения, полномочия и акты главы муниципального образования;
• порядок назначения, полномочия, особенности деятельности главы местной администрации;
уметь
• характеризовать систему органов местного самоуправления;
• раскрыть полномочия и специфику деятельности органов местного самоуправления;
владеть
• понятийным аппаратом по теме;
• навыками критического и объективного анализа федеральных, региональных и муниципальных правовых актов.
Понятие и общая характеристика органов местного самоуправления в Российской Федерации
Функции местного самоуправления осуществляются как непосредственно гражданами, так и через органы местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ΦЗ органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем подчеркивается, что обязательным является наличие не только представительного органа местного самоуправления, выбранного населением, но также и главы муниципального образования и местной администрации.
Закон предусматривает только два исключения:
1) в сельском поселении или муниципальном образовании, находящемся на территории города федерального значения, уставом может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Иными словами, глава муниципального образования имеет право возглавлять и местную администрацию, и представительный орган муниципального образования;
2) в поселении, являющемся административным центром муниципального района, уставом может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации данного поселения. В этом случае поселенческая администрация не образуется.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. При этом решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего данное решение.
Органы и должностные лица местного самоуправления, не являясь составной частью системы органов государственной власти, представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти. Они осуществляют деятельность, которая носит публично-властный характер. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочии решения обязательны на территории муниципального образования для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.
Исходя из смысла Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ΦЗ, можно выделить следующие признаки органов местного самоуправления:
1) наделение полномочиями по решению вопросов местного значения;
2) запрет на включение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти;
3) обязательность формирования органов местного самоуправления населением или его представителями;
4) обладание правом издания нормативных муниципальных актов;
5) финансовое обеспечение деятельности исключительно за счет собственных доходов бюджетов муниципальных образований.
Органы местного самоуправления можно классифицировать по различным критериям.
По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и иные.
По специфике выполняемых функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные и исполнительно-распорядительные.
По компетенции органы местного самоуправления можно классифицировать как органы общей и специальной компетенции. Под органами общей компетенции понимаются те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления, а под органами специальной компетенции – "отраслевые" органы, занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления.
По способу принятия решений органы местного самоуправления классифицируются на коллегиальные, единоначальные и смешанные. Коллегиальные органы – это организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет принятия решений по всем вопросам компетенции данных органов. Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.
Органы, где единоначалие сочетается с коллегиальностью, являются смешанными. Их отличает всестороннее и квалифицированное коллегиальное обсуждение и решение стратегических и оперативных вопросов, но единоличное проведение принятых решений в жизнь руководителем соответствующего органа.