Лекция 5. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Термин "орган местного самоуправления" относится к конституционным - он используется в Конституции в ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 и др. Согласно закону органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления имеют много общего с органами государственной власти. Так, орган местного самоуправления также является публично-правовым лицом, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, имеет определенную организационно-правовую структуру, осуществляет свою деятельность на определенной территории, его деятельность является подзаконной. Вместе с тем органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, не могут выступать от имени государства и призваны выражать интересы местного населения. Иная природа и у властных полномочий органа местного самоуправления: органы местного самоуправления обладают не государственно-властными, а юридически-властными полномочиями.
Закон о местном самоуправлении 1995 г. предусматривай обязательное наличие в муниципальных образованиях только выборных органов местного самоуправления. На практике в большинстве муниципальных образований сложилась трехзвенная схема органов местного самоуправления, включавшая в себя выборный (представительный) орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления и главу муниципального образования. При этом уставами муниципальных образований предусматривались различные варианты соотношения полномочий всех этих органов. Должность главы муниципального образования в большинстве случаев замещалась посредством прямых выборов, однако использовались и выборы главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Следует также иметь в виду, что Закон о местном самоуправлении 1995 г. нс предусматривал обязательности использования принципа разделения властей на местном уровне. В силу этого во многих муниципальных образованиях допускалось их смешение. Так, например, в соответствии со старым Уставом г. Саратова от 22.12.1996 глава города являются одновременно руководителем Городской думы и администрации города.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. гораздо более жестко подходит к определению структуры органов местного самоуправления, закрепляя несколько допустимых моделей муниципальной власти. Соблюдение принципа разделения властей в ряде случаев становится обязательным.
В соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительным орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Так, например, ст. 1 Закона Саратовской области "О формировании органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований Саратовской области" определяет, что представительный орган вновь образованного муниципального образования (городского или сельского поселения) именуется Советом. Высшее должностное лицо вновь образованного муниципального образования (городского или сельского поселения) именуется главой муниципального образования.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Часть 4 ст. 34 Закона о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает, что участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ч. 5 и 11 ст. 37 и ст. 74.1 Закона. Фактически данный Закон также предусматривает участие органов государственной власти и их должностных лиц в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в случаях, предусмотренных ст. 73 и 74.
Финансирование расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Органы местного самоуправления могут иметь права юридических лиц. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Закона о местном самоуправлении 2003 г. в соответствии с ГК применительно к учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
- для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
- для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями дня государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.