Лекция 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать название законов и подзаконных актов, определяющих полномочия органов государственной власти общей и специальной компетенции; ОГЛАВЛЕНИЕ экологических полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

уметь правильно определять орган публичной власти, наделенный полномочиями в области решения конкретных вопросов охраны окружающей среды; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологические полномочия органов публичной власти;

владеть навыками составления обращений в различные органы экологического управления.

Понятие и система органов экологического управления

Государственное управление является достаточно исследованной категорией в юридической литературе. При этом оно формулируется в широком и узком смыслах.

В широком смысле государственное управление определяется Д. П. Зеркиным и В. Г. Игнатовым как деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти, но в различной мере и в различных формах[1]. Представителем науки административного права Ю. А. Тихомировым в более узком смысле под государственным управлением понимается вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть[2]. В связи с появлением института местного самоуправления, в науке стало упоминаться муниципальное управление.

Следовательно, общепризнанным является (в том числе применительно к вопросам охраны окружающей среды) существование двух видов управления – государственного и муниципального.

Вместе с тем в юридической литературе последних лет все чаще упоминаются и иные его виды – "общественное", "производственное" и "отраслевое (ведомственное)" управление.

На наш взгляд, общественное управление в рассматриваемом контексте не имеет правового характера по причине отсутствия у общественных объединений возможности реализации внешних властных функций. Общественные объединения могут осуществлять только "экологически значимую деятельность" либо "участвовать в обеспечении экологического правопорядка" (например, посредством сообщения соответствующим государственным органам о совершении экологических правонарушений, осуществления общественной экологической экспертизы). Применительно к производственному экологическому управлению следует отметить, что речь тут может идти не о реализации функции управления, а лишь об обязанности соблюдения определенных законодательных предписаний по охране окружающей среды.

Под управлением в области охраны окружающей среды (экологическим управлением) следует понимать исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции, направленную на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия человека и природы для обеспечения благоприятного качества окружающей среды, соблюдения и защиты экологических прав и интересов физических и юридических лиц.

В силу особых субъектов его реализации, специфических форм и методов осуществления, экологическое управление является понятием более узким по сравнению с понятием природоохранная деятельность (охрана окружающей среды). Последняя осуществляется не только органами государственной власти и местного самоуправления, но и иными субъектами (общественными и иными некоммерческими объединениями, юридическими и физическими лицами).

Управленческая деятельность в области охраны окружающей среды осуществляется исключительно органами государственной власти и местного самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями (подчинение своей воле от лица государства, вплоть до применения мер государственного принуждения).

Природоохранные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления – это нормативно закрепленный комплекс прав и обязанностей этих органов по реализации экологической функции государства.

Пункты "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции относят охрану окружающей среды, особо охраняемые природные территории, а также законодательство об охране окружающей среды к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Смысл совместного ведения сводится к невозможности решения в одностороннем порядке только федеральным центром или только субъектами РФ вопросов, составляющих сто предмет. В ч. 2 ст. 76 Конституции указывается, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. На основе этих конституционных положений развивается законодательство РФ и ее субъектов, регулирующее вопросы природоохранной деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Законы субъектов РФ принимаются либо после принятия соответствующего федерального закона, либо в опережающем порядке. Признание за субъектами РФ права принимать законы по предметам совместного ведения и собственным предметам ведения направлено на совершенствование правового регулирования экологических отношений в субъектах РФ, что выражается в возможности учитывать их интересы и особенности природно-климатического (географического), экономического, этнографического, исторического и иного характера. Однако, в любом случае, в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции законы (и иные нормативные правовые акты) субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.

Говоря о разграничении полномочий федерального уровня и уровня субъектов РФ, следует иметь в виду и такую реальность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленческого уровня в результате создания федеральных округов, представленного территориальными подразделениями ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных определенными полномочиями по охране окружающей среды.

Наряду с этим сохраняется субрегиональный принцип управления использованием и охраной водных объектов и водных биоресурсов (бассейновый принцип), а также управления особо охраняемыми природными территориями, расположенными на территории двух и более субъектов РФ (например, это курортный регион Кавказских Минеральных Вод, расположенный на территориях Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики).

Под муниципальным экологическим управлением следует понимать деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий в границах соответствующего муниципального образования.

Реализуя экологическую функцию, органы местного самоуправления продолжают общее государственное дело охраны окружающей среды, имея при этом возможность приспосабливать свои полномочия по осуществлению этой функции к специфическим местным условиям, что позволяет существенно повысить эффективность природоохранной деятельности. Поэтому можно говорить о реализации органами местного самоуправления собственных природоохранных полномочий, а также о реализации ими переданных государственных экологических функций (при наделении таковыми в установленном порядке).