Система образования

Система образования нужна для эффективной подготовки специалистов. Она формировалась в нашей стране постепенно и сначала включала в себя только образовательные учреждения. В Древней Руси, например, это были школы, действовавшие при монастырях, храмах и церквях. Они возникали и в силу разных причин закрывались. Учебный материал нс был строго регламентирован. Однако после укрепления государственности власти решили взять действующие школы под контроль. Для этой цели были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Система образования стала включать в себя два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона РФ "Об образовании" в 1992 г.

После принятия нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты. В них отражены основные ключевые понятия, которые определяют изложение материала. Таким образом, формируются и образовательные программы. Государственные образовательные стандарты наряду с органами управления стали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 г. система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов.

В настоящее время система образования в Российской Федерации включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Согласно новому Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Предусмотрены следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.