Система национального счетоводства
Система национального счетоводства (СНС) появилась в XX в. в результате макроэкономических исследований экономистами разных стран. В 1920 г. одновременно в России и США были созданы научные центры, объединившие исследователей макроэкономических проблем: Институт но изучению народнохозяйственных конъюнктур при Народном комиссариате финансов, расформированный по завершении нэпа в конце 1929 г., и Национальное бюро экономических исследований (NBER – National Bureau of Economic Research), успешно функционирующее до настоящего времени. Там были заложены основы национального счетоводства. Завершили его в начале 1940-х гг. два английских экономиста Дж. Мид и Р. Стоун.
В настоящее время СНС используются правительствами более 150 стран мира при разработке экономической политики и отслеживании ее результатов. Ее унификацией занимается Статистическая комиссия ООН, что обеспечивает сопоставимость показателей различных стран. На основе СНС международные экономические организации, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, составляют отчеты и прогнозы развития мировой экономики в целом и отдельных стран.
Основная цель национального счетоводства – дать количественную информацию о возникновении, распределении и использовании национального дохода. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и экономике в целом составляют систему функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:
– производстве материальных благ и услуг;
– образовании дохода;
– распределении дохода;
– перераспределении дохода;
– использовании дохода;
– изменении объема имущества;
– кредитовании и финансировании.
Методологической основой СНС России является принятая в 2009 г. Статистической комиссией ООН "Система национальных счетов 2008 года".
В соответствии с ней разработан "План развития системы национальных счетов России на период с 2011 но 2017 гг."[1]. С 1995 г. Росстат ежегодно публикует статистический сборник "Национальные счета России". В настоящее время СНС России включает в себя следующие счета:
– производства;
– образования доходов;
– распределения первичных доходов;
– распределения вторичных доходов;
– использования располагаемого дохода;
– операций с капиталом.
ОГЛАВЛЕНИЕ и способ расчета главных макроэкономических показателей раскрываются в функциональных счетах, относящихся к народному хозяйству в целом. Рассмотрим их с данными, относящимися к 2012 г. (трлн руб.)[2].
В табл. 9.3, представляющей счет производства, показано, как определяется обобщающий показатель результатов функционирования национальной экономики за год – валовой внутренний продукт (ВВП).
Таблица 93
Счет производства
Ресурсы |
Использование |
||
Выпуск в основных ценах |
108 |
Промежуточное потребление |
54,7 |
Чистые налоги на продукты |
9,3 |
ВВП в рыночных ценах |
62,6 |
Всего |
117,3 |
Всего |
117,3 |
В 2012 г. выручка предпринимательского сектора от продажи своей продукции составила 108 трлн руб. Но покупателям она досталась дороже на 9,3 трлн руб. из-за чистых налогов на продукты. Их можно рассматривать как вклад государства в общий экономический результат за счет производства общественных благ, финансируемых из госбюджета. Однако часть произведенной за год продукции (уголь, сталь и др.) на общую сумму 54,7 трлн руб. в том же году была потреблена в ходе изготовления конечной продукции. Поэтому для непроизводительного потребления и инвестиций осталось только 62,6 трлн руб.; это и есть ВВП России в 2012 г. Его можно определить и по-другому. Экономическая деятельность отдельной фирмы сводится к тому, что она добавляет определенную ценность к имеющимся материалам и полуфабрикатам. Если сложить добавленные ценности всех фирм, то получится ВВП. Величину добавленной ценности фирмы определяют и доводят до статистических органов оперативно, так как с нее уплачивается налог.
В счете образования доходов (табл. 9.4) отражается функциональное распределение ВВП.
Наемные работники получили 31,6 трлн руб., а прибыль предприятий, на которых они работали, составила 11 трлн руб. Собственники предприятий, не применяющие наемный труд, получили 4,3 трлн руб., а государство – 12,7 трлн руб. Наконец, 3 трлн руб. осталось у собственников предприятий в виде амортизации. По своей природе амортизация относится к промежуточному продукту, так как основной капитал был создан в предшествующие периоды. Если из ВВП вычесть амортизационные начисления, то получится национальный доход (НД) в размере 59,6 трлн руб. Теоретически ИД точнее отражает результат функционирования экономики страны, чем ВВП, но на практике чаще используется ВВП. Это связано с тем, что трудно точно определить износ основного капитала; бухгалтерские методы начисления амортизации устанавливаются законодательно в НК РФ.
Таблица 9.4
Счет образования доходов
Ресурсы |
Использование |
||
ВВП в рыночных ценах |
62,6 |
Заработная плата |
31,6 |
Прибыль |
11 |
||
Смешанные доходы |
4,3 |
||
Потребление основного капитала |
3 |
||
Чистые налоги на производство и импорт |
12,7 |
||
Всего |
62,6 |
Всего |
62,6 |
В открытой экономике нужно еще учесть, как па формирование доходов повлиял внешний мир. Это отражается в счете распределения первичных доходов (табл. 9.5). Из него следует, что в 2012 г. доходы нерезидентов в виде заработной платы и прибыли превышали соответствующие доходы россиян от внешнего мира.
Таблица 9.5
Счет распределения первичных доходов
Ресурсы |
Использование |
||
Заработная плата в стране |
31,6 |
Заработная плата иностранцам |
0,5 |
Заработная плата от внешнего мира |
0,2 |
||
Прибыль в стране |
11 |
Прибыль иностранцам |
3 |
Прибыль от внешнего мира |
1,5 |
Национальный доход |
59,6 |
Смешанные доходы |
4,3 |
||
Чистые налоги на производство и импорт |
12,7 |
||
Всего |
61,3 |
Всего |
61,3 |
Во взаимоотношениях с внешним миром часть национального дохода страны может быть безвозмездно передана в другие страны (помощь, подарки), и также страна может получить безвозмездные трансферты из-за границы. В результате располагаемый национальный доход будет меньше или больше произведенного, что учитывается в счете вторичного распределения доходов (табл. 9.6).
Таблица 9.6
Счет вторичного распределения доходов
Ресурсы |
Использование |
||
Национальный доход |
59,6 |
Текущие трансферты во внешний мир |
0,7 |
Текущие трансферты из внешнего мира |
0.5 |
Располагаемый национальный доход |
60,6 |
Всего |
61,3 |
Всего |
61,3 |
Если не весь располагаемый доход потребляется в текущем периоде, то образуются сбережения, величина которых определяется в счете использования располагаемого дохода (табл. 9.7).
Таблица 9.7
Счет использования располагаемого дохода
Ресурсы |
Использование |
||
Располагаемый национальный доход |
60,6 |
Потребление домашних хозяйств |
30,5 |
Государственное потребление |
12,2 |
||
Сбережение |
17,9 |
||
Всего |
60,6 |
Всего |
60,6 |
Сбережения являются источником инвестиций, увеличивающих производственные мощности (производительный капитал) в виде прироста основных фондов и запасов материалов и готовой продукции. Помимо сбережений объем капитала может измениться вследствие приобретения или утраты непроизведенных активов: земли, недр, гудвиллов, реальных опционов и пр. В открытой экономике существует также перелив капиталов между странами. Все это учитывается в счете операций с капиталом (табл. 9.8), балансирующей статьей которого является чистое кредитование или заимствование страны.
Таблица 9.8
Счет операций с капиталом
Ресурсы |
Использование |
||
Сбережения |
17,9 |
Отток капитала во внешний мир |
0,16 |
Приток капитала из внешнего мира |
0,01 |
Накопление основного капитала |
13,8 |
Изменение материальных запасов |
2,5 |
||
Приобретение непроизведенных активов |
0,01 |
||
Чистое кредитование (+), заимствование (-) |
1,4 |
||
Всего |
17,9 |
Всего |
17,9 |
Для определения вклада отдельных отраслей (видов хозяйственной деятельности) в общий результат национальной экономики используется модель межотраслевого баланса (МОБ), разработанная Василием Леонтьевым. Модель МОБ экономики, состоящей лишь из трех отраслей (добывающей – Д, обрабатывающей – О и услуг – У), представлена в табл. 9.9.
Таблица 9.9
Модель межотраслевого баланса
Д |
О |
У |
Всего М |
С |
I |
G |
E – Z |
y |
X |
|
Д |
a11X1 |
a12X2 |
a13X3 |
M1 |
C1 |
I1 |
G1 |
E1 – Z1 |
y1 |
X1 |
О |
a21X1 |
a22X2 |
a23X3 |
M2 |
C2 |
I2 |
G2 |
E2 – Z2 |
y2 |
X2 |
У |
a31X1 |
a32X2 |
a33X3 |
M3 |
C3 |
I3 |
G3 |
E3 – Z3 |
y3 |
X3 |
Всего М |
M1 |
M2 |
M3 |
∑M |
∑C |
∑I |
∑G |
∑(E – Z) |
∑y |
∑X |
D |
D1 |
D2 |
D3 |
∑D |
||||||
W |
W1 |
W2 |
W3 |
∑W |
||||||
π |
π1 |
π2 |
π3 |
∑π |
||||||
T |
T1 |
T2 |
T3 |
∑T |
||||||
y |
y1 |
y2 |
y3 |
∑y |
||||||
X |
X1 |
X2 |
X3 |
∑X |
В МОБ выделяются три квадранта. В квадранте I отражены все межотраслевые потоки промежуточных продуктов (M). Коэффициент аij• представляет количество продукции отрасли г, необходимое для выпуска 1 ед. продукции у, a Xj – общий объем ее выпуска; поэтому произведение aijXj показывает, сколько всего продукции отрасли i было потреблено в отрасли j. Например, a12Х2 – это объем потребления продукции добывающей промышленности в обрабатывающей промышленности, а М1 в 1-й строке – весь промежуточный продукт добывающей отрасли; М1 в 4-й строке показывает суммарное потребление услуг, продукции обрабатывающей отрасли и самой добывающей отрасли при выпуске X1.
В квадранте II с разбивкой по отраслям показана структура использования ВВП (y): потребление домашних хозяйств (С), инвестиции (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (E – Z). Весь выпуск отрасли распределяется между промежуточным и конечным потреблением: Х1 = = М1 + у1.
В квадранте III отражается отраслевая структура образования ВВП: амортизация D, заработная плата ( W), прибыль (π) и чистые налоги на продукты (7), представляющие вклад государства в общий результат производства. Сумма промежуточного и конечного продуктов образует совокупный общественный продукт или выпуск (М + у = X). Таким образом, МОБ раскрывает как источники образования общественного продукта, так и направления его использования; поэтому его также называют таблицы "затраты – выпуск".
МОБ органично включен в международную систему национальных счетов. С 1988 г. действует Международная Ассоциация "затраты – выпуск" (ПОА), которая выпускает свой журнал и проводит ежегодные конференции. При поддержке высшего органа исполнительной власти Евросоюза – Еврокомиссии – создана мировая база данных таблиц "затраты – выпуск" (WIOD – World Input-Output Database), содержащая данные по 40 крупнейшим странам, включая Россию[3]. Последняя публикация МОБ России относится к 2003 г. По распоряжению Правительства РФ от 14.02.2009 № 201-р к 2015 г. будут составлены базовые таблицы "затраты – выпуск" российской экономики за 2011 г.
Показатели национального счетоводства мы будем использовать в следующих главах наряду с еще одним важным макроэкономическим понятием – "уровень цен", посредством которого номинальные значения показателей переводятся в реальные.
Уровень цен – это масштаб, посредством которого измеряются цены товаров. При использовании товарных денег ценность одного из благ (например, 1 г золота) принимается за единицу, а ценность всех других товаров выражается в определенном количестве денежного товара, т.е. в ценах. Для удобства денежного обращения правительство может изготовить бумажные заменители 1 г золота при гарантии, что любой желающий в любой момент может обменять бумажные эквиваленты на соответствующее количество реального денежного товара.
Уровень цен меняется при возникновении двух событий:
– изменении количества денежного товара, приводящее к изменению пропорции его обмена на другие блага;
– изменения количества бумажных денег. Чтобы установить, изменился ли уровень цен, исчисляют индексы цен.
Один из них индекс Лайспереса[4]:
Он показывает, как изменилась ценность некоторого набора благ в периоде t по сравнению с базовым (нулевым) периодом. Однако индекс Ласпейреса лишь в том случае покажет изменение уровня цен, если в рассматриваемом промежутке времени не менялись относительные цены благ.
Пример 9.1
В некотором безденежном хозяйстве сложилось устойчивое равновесие при ежедневном производстве 100 кг хлеба, 50 л молока, 40 м2 тканей, 20 пар обуви и следующих пропорциях обмена: 1 л молока = 3 кг хлеба: 1 м2 ткани = 5 кг хлеба: 1 пара обуви = 8 кг хлеба.
Приняв 1 кг хлеба в качестве масштаба цен, получим вектор равновесных относительных цен
Используя его, можно выразить общий результат производства одним числом – реальной величиной ВВП:
Ценность всего набора производимых благ эквивалентна ценности 610 кг хлеба.
Допустим, что в этом хозяйстве решили перейти на денежное измерение ценности благ, и денежная цена 1 кг хлеба установилась равной 6 ден. ед. Тогда образуется следующий вектор денежных цен:
Номинальная величина ВВП в данном случае будет равна:
Если по каким-либо причинам денежная оценка хлеба удвоится, т.е. Рхл = = 12 ден. ед., то произойдет удвоение уровня цен, что найдет адекватное отражение и в индексе Ласпейреса.
Но может случиться так, что при той же денежной оценке хлеба (Рхл = 6 ден. ед.) изменятся пропорции равновесного обмена благ, например, 1 л молока = 4 кг хлеба; 1 м2 ткани = 8 кг хлеба; 1 пара обуви = 5 кг хлеба; это может случиться из-за изменения условий производства или предпочтений потребителей.
Теперь величина реального ВВП y1 = 1 • 100 + 4 • 50 + 8 • 40 + 5 • 20 = 720. Отношение y1/y0 = 1,18 указывает на рост реального ВВП. Индекс Ласпейреса также составит 1,18, но это нельзя интерпретировать как рост уровня цен; он остался прежним, а возросла ценность произведенной продукции.
Изменения относительных цен и изменение уровня цен имеют различные последствия для экономики. При микроэкономическом анализе мы выяснили, что изменение относительных цен, как правило, сопровождается межотраслевым перераспределением производственных ресурсов и изменением ассортимента совокупного выпуска. Каковы последствия изменения уровня цен – это один из основных вопросов макроэкономического анализа.
При исчислении индекса Ласпейреса выясняется, как изменились расходы на покупку некоторого фиксированного набора благ в отчетном периоде по сравнению с базовым. Поэтому по нему рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ), используемого в качестве показателя изменения "стоимости жизни" – потребительской корзины, состав которой определяется и периодически корректируется Международной организацией труда.
Для сравнения объемов ВВП двух периодов индекс Ласпейреса не подходит из-за того ассортимент производимых в стране благ, в отличие от потребительской корзины, не зафиксируешь даже на сравнительно непродолжительное время. Разграничение между номинальным и реальным ВВП осуществляется с использованием индекса Пааше[5]. Он рассчитывается по формуле и показывает, во сколько раз изменилась бы денежная оценка текущего ВВП, если бы использовались цены базового периода. Экономисты называют этот индекс дефлятором ВВП.
Обычно ИПЦ и дефлятор изменяются однонаправленно (рис. 9.4). Основным фактором, нарушающим синхронность их изменения, является то, что в потребительской корзине может быть значительная доля импортных благ, в то время как ВВП представляет выпуск отечественных товаров.
Рис. 9.4. Дефлятор ВВП и ИПЦ России 2000–2014 гг.
Обратим также внимание на то, что ИПЦ переоценивает отрицательное воздействие повышения цен на благосостояние потребителей по двум причинам. Во-первых, при его построении (фиксированная корзина благ) игнорируется эффект замены, рассмотренный в параграфе 3.2. Во-вторых, повышение качества современных товаров часто опережает рост их цен; более того, повышение качества может сопровождаться снижением цены[6].
Показатель уровня инфляции играет важную роль в современной экономике. С его учетом заключаются контракты о заработной плате, осуществляется индексация бюджетных расходов, исчисляется реальная ставка процента. Поэтому в 1995 г. сенат США сформировал специальную комиссию для изучения этой проблемы во главе с профессором экономики Стэндфордского университета Майклом Боскиным. После года работы она пришла к детально обоснованному выводу[7], что в середине 1990-х гг., когда среднегодовой ИПЦ в США равнялся 3%, на завышение приходилось 1,1%, а фактический рост стоимости жизни составлял лишь 1,9%. По результатам работы комиссии Боскина в США стал применяться "гедонистический" ИПЦ, при подсчете которого делается поправка на повышение качества товаров. В результате этого в последующие 10 лет бюджетные расходы сократились почти на 1 трлн долл., а граждане стали меньше платить за кредиты; но и государственные пособия сократились.