Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции представляет собой специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Отметим, что указанный Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные нрава на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, за исключением ряда предусмотренных налогов и сборов.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции различается в зависимости от характера заключенного соглашения. С этой точки зрения можно выделить два вида таких соглашений, различающихся по налоговым последствиям.
Заметим, что при выполнении соглашения первого вида, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор может формально признаваться плательщиком всех основных налогов и сборов (НДС; налога на прибыль организаций; НДПИ; государственной пошлины и т.д.). Инвестор лишь освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.
Однако суммы уплаченных инвестором НДС, платежей за пользование природными ресурсами, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ.
Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. Также инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.
При выполнении соглашения второго вида, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: государственную пошлину; таможенные сборы; НДС; плату за негативное воздействие на окружающую среду. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.