Лекция 22. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

нормативно-правовые основы деятельности на условиях соглашения о разделе продукции и налогообложения при выполнении соглашений;

– особенности исчисления и уплаты налогов и сборов при применении соглашений о разделе продукции;

уметь

производить расчеты налоговых платежей при применении системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

владеть

навыками самостоятельной работы с законодательными актами, нормативными справочными документами и методическими материалами по исчислению налоговых платежей при применении системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

– умением исчисления налогов по специальному налоговому режиму при применении соглашений о разделе продукции.

Общая характеристика системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) является специальным налоговым режимом, действующим с 10 июня 2003 г. в соответствии с гл. 26.4 НК. Указанный специальный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее – Закон о СРП). Особенности налогообложения по указанному специальному режиму определены на федеральном уровне (в НК).

Предоставление участков недр для добычи полезных ископаемых на основе СРП предусмотрено в качестве меры для привлечения инвестиций в добывающие отрасли промышленности. Введение системы налогообложения при выполнении СРП преследовало ту же цель.

ИЗ ИСТОРИИ

Закон о СРП был принят в конце 1995 г. На начало 2013 г. по данным Министерства энергетики РФ в России действуют три соглашения о разработке месторождений на условиях раздела продукции и только в отношении углеводородного сырья: по нефтегазоконденсатным месторождениям на шельфе острова Сахалин (проект "Сахалин-1"), о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа (проект "Сахалин-2") и о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении (проект "Харьягинское СРП"). Однако по этим соглашениям специальный налоговый режим при выполнении СРП в соответствии с гл. 26.4 НК не применяется, так как соглашения были заключены до вступления в действие Закона о СРП и указанной главы Н К. По этим соглашениям определен собственный порядок налогообложения. Таким образом, в 2013 г. нет действующих СРП, по которым применяется гл. 26.4 НК.

Соглашение о разделе продукции в соответствии со ст. 2 Закона о СРП является договором, согласно которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск.

Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона о СРП. В свою очередь, условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ.

Сторонами соглашения являются:

– Российская Федерация (государство), от имени которого в соглашении выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы;

– инвесторы, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Фактически СРП представляет собой инструмент государственной политики, используемый для развития добывающих отраслей промышленности.

Реализация проекта на условиях СРП имеет отличительные особенности. Подписав договор с государством, инвестор получает гарантии стабильности налоговых условий на весь период реализации проекта независимо от изменения налогового законодательства в России. Эта стабильность очень важна для инвестора, вкладывающего значительные средства в проект с длительным сроком окупаемости. Предусмотренное режимом СРП освобождение инвестора от части налогов и платежей нельзя считать льготой, так как уплата традиционных налогов и платежей заменяется разделом продукции (или ее стоимостного эквивалента) между государством и инвестором. Такая замена нужна, прежде всего, для обеспечения стабильности расчетов инвестора с государством.

Законом о СРП предусмотрены два способа раздела произведенной продукции (или ее стоимостного эквивалента) между государством и инвестором:

1) традиционный раздел, предусматривающий три уровня раздела продукции, по сути, означающий раздел прибыльной продукции (п. 1 ст. 8); при этом выделяется объем компенсационной продукции;

2) прямой раздел, в котором отсутствует стадия выделения компенсационной продукции, т.е. раздел всей произведенной продукции (п. 2 ст. 8).

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции. Под продукцией в данном случае понимается полезное ископаемое, добытое на участке недр, предоставленном инвестору, и отвечающее определению добытого полезного ископаемого в соответствии со ст. 346.34 НК.

Существенными являются установленные ограничения размеров компенсационной продукции (в первом варианте раздела) и продукции, остающейся у инвестора (во втором варианте раздела).

При выполнении соглашений, в которых применяется первый вариант раздела продукции, определяется размер прибыльной продукции. При этом учитывается компенсационная продукция – часть произведенной при выполнении соглашения продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением. Компенсационная продукция не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% произведенной продукции.

Прибыльная продукция определяется как произведенная за налоговый период при выполнении СРП продукция (ее стоимостной эквивалент) за вычетом компенсационной продукции и налога на добычу полезных ископаемых (т.е. части продукции, стоимостной эквивалент которой равен сумме НДПИ). Прибыльная продукция распределяется между государством и инвестором в соотношении, установленном соглашением.

При выполнении соглашений, в которых применяется второй вариант раздела продукции (раздел всей произведенной продукции), доля государства, установленная соглашением, должна составлять не менее 32% общего количества произведенной продукции (ее стоимостного эквивалента).

Заключение соглашения в соответствии с указанными условиями и порядком раздела продукции должно быть предусмотрено условиями аукциона. Соглашение не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой.