Лекция 7. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
В результате изучения главы студент должен:
знать нормативные правовые акты по системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, регулирующих отношения по поиску, разведке и добыче минерального сырья, разделу произведенной продукции и ее переработке;
уметь определять объекты налогообложения и налогоплательщиков, ставки и льготы по налогообложению при выполнении соглашений о разделе продукции;
владеть расчетами по исчислению налогов и иных платежей при выполнении соглашений о разделе продукции.
Общие положения
В рамках развития законодательства в области недропользования для целей привлечения как российских, так и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации был принят Закон о соглашениях о разделе продукции (приложения 7, 15–19).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции и определяет основные правовые условия таких соглашений.
Соглашения о разделе продукции, заключаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируют отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом.
Глава 26.4 НК РФ "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, заключенных в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции.
Основные понятия, используемые при применении гл. 26.4 НК РФ:
– инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции (приложения 16, 17-17.1);
Согласно ст. 1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
– продукция – полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации;
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
– произведенная продукция – количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов.
Произведенная продукция =
= Фактически добытая продукция – Технологические потери.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и включаются в состав проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и иной документации) на весь период разработки месторождения.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
При выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный и. 2 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции;
– раздел продукции – раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции;
– прибыльная продукция – произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции;
Прибыльная продукция =
= Произведенная продукция – НДПИ – Компенсационная продукция.
– компенсационная продукция – часть произведенной при выполнении соглашения продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации – 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением в соответствии с гл. 26.4 НК РФ;
– пункт раздела – место коммерческого учета продукции, в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения. При добыче нефти место коммерческого учета продукции определяется в случае транспортировки ее трубопроводным транспортом как место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, чем трубопроводный, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества;
– цена продукции – определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции, если иное не установлено гл. 26.4 НК РФ;
– цена нефти – цена реализации нефти, которая указана сторонами сделки, но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки "Юралс", определяемого как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем отчетном периоде. Средние за истекший месяц уровни цен нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством РФ. При отсутствии указанной информации в официальных источниках информации средний за истекший отчетный период уровень цен нефти сырой марки
"Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Соглашения, заключенные в соответствии с Законом о соглашениях о разделе продукции в рамках гл. 26.4 НК РФ должны отвечать следующим условиям:
1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона о соглашениях о разделе продукции, и признания аукциона несостоявшимся.
Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством РФ условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.
В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством РФ следующих условий:
– если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;
– если разработка данного участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся на континентальном шельфе Российской Федерации и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и залегают в областях, где отсутствуют населенные пункты, транспортная и иная инфраструктура;
– если разработка данного месторождения требует использования специальных высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных но объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях;
2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции, доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции.
В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором в соответствии с соглашением может осуществляться в ином порядке, чем в том, который установлен в п. 1 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции. При этом указанной статьей утвержден перечень обязательных условий и порядок соглашения;
3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Согласно п. 2 ст. 346.35 НК РФ, налогоплательщик, использующий право на применение специального налогового режима при выполнении соглашений, представляет в налоговые органы, соответствующие уведомления в письменном виде и следующие документы:
– соглашение о разделе продукции;
– решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом о недрах и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, как специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 НК РФ, применяется в течение всего срока действия соглашения для определения таких показателей как:
– объем компенсационной продукции, передаваемой инвестору;
– прибыльная продукция в стоимостном выражении, подлежащая разделу;
– прибыль, подлежащая налогообложению;
– величина компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов в случаях, предусмотренных НК РФ, используется такая категория как цепа продукции (цена нефти).
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусматривает замену уплаты ряда налогов и сборов, установленных НК РФ, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения. Главой 26.4 НК РФ в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции установлены налоги и сборы, подлежащие к уплате инвестором.
Таким образом, при выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции, инвестор уплачивает:
– НДС;
– налог па прибыль организаций;
– НДПИ;
– платежи за пользование природными ресурсами;
– плату за негативное воздействие на окружающую среду;
– водный налог;
– государственную пошлину; таможенные сборы;
– земельный налог;
– акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подп. 1 и. 2 ст. 181 ПК РФ[1].
Суммы уплаченных инвестором НДС, платежей за пользование природными ресурсами, водного налога, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акциза, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возмещению в соответствии с гл. 26.4 НК РФ: уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при выполнении соглашений (п. 6–11 ст. 346.38 НК РФ).
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о соглашениях о разделе продукции, инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
– государственную пошлину; таможенные сборы;
– НДС;
– плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с гл. 26.4 НК РФ по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления, инвестор освобождается от уплаты региональных (разд. IX НК РФ) и местных (разд. X НК РФ) налогов и сборов.
В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту РФ, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов.
Инвестор не уплачивает:
– налог на имущество организаций – в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;
– транспортный налог – в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения;
– таможенные пошлины – на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукцию, произведенную в соответствии с условиями соглашения и вывозимую с территории Российской Федерации.
В случае, если указанное имущество и (или) транспортное средство используются инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, они облагаются соответственно налогом на имущество организаций и (или) транспортным налогом в общеустановленном порядке.
Постановлениями Правительства РФ от 15.01.2004 № 15 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о разделе продукции", от 15.01.2004 № 14 "Об утверждении перечня документов, представляемых инвестором но соглашению о разделе продукции в налоговые органы для освобождения от уплаты транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции" утверждены перечни документов, при предоставлении которых в налоговые органы инвестор освобождается от уплаты налога на имущество, транспортного налога, а также таможенных пошлин (приложение 16). Основания освобождения от уплаты вышеназванных налогов при выполнении соглашения о разделе продукции перечислены в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Основания освобождения от уплаты налога на имущество и транспортного налога при выполнении соглашения о разделе
продукции
Налог |
Объект, не подлежащий налогообложению |
Документы, подтверждающие право на освобождение |
Налог на имущество |
Объекты основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотрен ной соглашениями |
Заявление инвестора об освобождении его от уплаты налога на имущество организаций на соответствующий налоговый период. Доверенность нотариально удостоверенная, выданная инвестором оператору на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору исполнять обязанности налогоплательщика). Реестр основных средств, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых для осуществления деятельности. Реестр нематериальных активов, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых для осуществления деятельности. Реестр запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика, используемых для осуществления деятельности |
Транспортный налог |
Транспортные средства, принадлежащие налогоплательщику, используемые исключительно для целей соглашения (за исключением легковых автомобилей) |
Заявление инвестора об освобождении его от уплаты транспортного налога на соответствующий налоговый период. Доверенность нотариально удостоверенная, выданная инвестором оператору на исполнение обязанностей налогоплательщика в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика (представляется в случае поручения оператору исполнять обязанности налогоплательщика). |
Реестр транспортных средств (кроме легковых автомобилей), используемых в деятельности налогоплательщика, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование указанных транспортных средств для осуществления деятельности. Выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции |
||
Таможенная пошлина |
Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с территории Российской Федерации |
Заявление инвестора (или оператора, если инвестор поручил исполнение своих обязанностей оператору с его согласия, при наличии соответствующей нотариально удостоверенной доверенности) об освобождении его от уплаты таможенной пошлины. Программа работ и смета расходов на соответствующий год, заверенная в установленном порядке, подтверждающая использование ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров для целей соглашения о разделе продукции. Копия договора между инвестором (или оператором при условии, что оператор уполномочен заключать договоры от имени инвестора) и юридическим лицом, выступающим в качестве подрядчика, поставщика, перевозчика или в ином качестве, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения. Копии транспортных и товаросопроводительных документов. Подтверждение федерального органа исполнительной власти о том, что вывозимая продукция произведена в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции (представляется в случае, если продукция вывозится с таможенной территории Российской Федерации) |
При выполнении соглашений объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и порядок исчисления налога в отношении уплачиваемых налогов определяются с учетом особенностей, предусмотренных положениями гл. 26.4 НК РФ, действующими на дату вступления соглашения в силу (приложение 19).
В случае изменения в течение срока действия соглашения наименований каких-либо из указанных в НК РФ налогов и сборов без изменения при этом элементов налогообложения такие налоги и сборы исчисляются и уплачиваются при выполнении соглашения с новым наименованием.
При изменении в течение срока действия соглашения порядка уплаты налогов и сборов, а также изменения форм, порядка заполнения и сроков представления налоговых деклараций без изменения налоговой базы, налоговой ставки и порядка исчисления налога (элементов обложения сбора) уплата налогов и сборов, а также представление налоговых деклараций производятся в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах с учетом упомянутых нововведений.
НК РФ установлены случаи, когда положения уже заключенных соглашений о разделе продукции имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормам действующего законодательства о налогах и сборах (п. 15 ст. 346.35 НК РФ):
– при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Закона о соглашениях о разделе продукции, – применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями;
– в случае несоответствия положений НК РФ и (или) иных актов законодательства РФ о налогах и сборах, актов законодательства субъектов РФ о налогах и сборах, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах условиям указанных соглашений применяются условия таких соглашений.