Система методов воспитания
Понятие о методах воспитания. Процесс воспитания человека чрезвычайно сложен. Даже если четко и ясно определено ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания и продумана система и последовательность его осуществления, эта система не сможет быть претворена в жизнь, если учитель не владеет основными методами соответствующих воспитательных воздействий на учащихся.
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания – воспитывать, организуя деятельность воспитанников.
А. С. Макаренко называл методы воспитания "инструментом прикосновения к личности".
Подобно методам обучения метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются приемами воспитания. Так же как в обучении, методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Этическая беседа, например, может выступать в определенный момент как метод, основной способ достижения цели и как методический прием, если беседа только сопровождает деятельность школьников, стимулирует ее.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся материальные и идеальные элементы действительности. Средством может выступать коллектив (в педагогическом смысле этого слова), различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а также предметы материальной и духовной культуры (книги, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства, средства массовой информации и т.п.). Чем больше выбор средств, которыми располагает педагог, тем эффективнее его профессиональная деятельность.
Воспитание – двусторонний процесс, воплощающий в себе деятельность учителя и деятельность учащихся. Поэтому наряду с методами, приемами и средствами существуют организационные формы воспитания как способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.
В практической деятельности учитель, выбирая методы воспитания, руководствуется целями воспитания, его принципами и ОГЛАВЛЕНИЕм. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это разъяснение нравственного понятия в ходе беседы, или анализ поступка из художественного произведения, или учитель сразу приступает к организации деятельности, формирующей определенные качества личности, – все это зависит от многих факторов и условий, в каждом из них педагог избирает то сочетание методов, которое он считает наиболее приемлемым в данной ситуации. А. С. Макаренко отмечал, что сам по себе метод не может быть ни хорош, ни плох. "Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим"[1].
Методы воспитания, отражая его сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ и принципы, всегда согласуются со спецификой и закономерностями того или иного направления процесса воспитания. Так, эстетическое развитие ребенка совершается на основе одних закономерностей, физическое развитие – на основе других, а нравственное становление ребенка определяют закономерности, отличные от закономерностей умственного развития.
Программа воспитания по содержанию стоящих в ней задач и по методам их решения рассчитана на детей определенного возраста и на осуществление фронтального процесса воспитания. Однако это не только не исключает, а напротив, предполагает особый подход к каждому ученику и к каждому детскому коллективу. Этот особый подход и означает нахождение оптимального соответствия методов воспитания уровню воспитанности класса и отдельных учеников. Метод воспитания принесет успех только при условии, если он соответствует определенному, ведущему типу деятельности детей.
Таким образом, выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых важнейшее значение имеют цель, ОГЛАВЛЕНИЕ и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.
Характеристика методов воспитания. Для удобства изучения и выработки навыков и умений пользования методами воспитания в практической работе с детьми методы можно условно объединить в четыре группы.
I группа – методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов).
II группа – методы организации деятельности, опыта общественного поведения.
III группа – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
IV группа – методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения.
В основу выделения этих групп методов воспитания положена целостная структура деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов.
Первая группа методов воспитания включает в себя методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений. Необходимость методов названной группы вытекает из принципа единства сознания и деятельности. Человек становится личностью не столько благодаря внешней, предметной, практической деятельности. Надо всегда иметь в виду деятельность внутреннюю, психическую, деятельность сознания. Процесс формирования личности ребенка опирается главным образом на опыт, приобретаемый в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Однако воспитание не может полностью определяться личным опытом воспитуемого. Не менее важно, как воспринимается, оценивается, осмысливается человеком данный опыт. К тому же складывающийся в процессе практической деятельности эмпирический опыт никогда не сможет охватить всего исключительного богатства общественных отношений и духовных ценностей, накопленных многими поколениями людей. Например, чтобы освоить хотя бы в основных чертах нравственный потенциал общества посредством личного опыта, индивиду пришлось бы прожить не одну жизнь, но так и не овладеть им полностью. Именно поэтому воспитание иногда определяют как воспроизводство социального опыта в индивиде. Перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования предполагает обращение к сознанию, которое заключает в себе обобщенное и систематизированное представление о законах, принципах и нормах жизни, труда, науки, морали, эстетики. Приобщение к социальным ценностям делает возможным формирование у воспитанников понятий, суждений, оценок – всего того, что лежит в основе взглядов и убеждений личности. К методам формирования сознания личности относятся беседа, лекция, рассказ, диспут, пример.
Вторая группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения. В отечественной педагогике общепризнан тезис, что формирование личности человека осуществляется лишь при наличии необходимых условий жизни и деятельности. Деятельность эта нс только выражает внутренний мир личности, она сама есть решающий фактор самодвижения и развития личности. В состав этой группы методов воспитания входят педагогическое требование, режим, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.
Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанника. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности. Данную группу методов составляют соревнование, поощрение и наказание.
Совершенствование воспитательного процесса требует его постоянного анализа и объективной оценки. Изучить уровень достигаемых результатов, выявить качество воспитательных влияний помогает четвертая группа методов воспитания – методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса.
В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Методы формирования сознания личности. В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение с все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождает у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем разобраться самим. В поисках ответа на возникающие у него вопросы ученик все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих образ жизни. На помощь школьнику приходит учитель, который вносит в его сознание знание принципов, норм, правил, предписаний общества личности. На основе осознанных знаний складывается система твердых и ясных взглядов и убеждений.
Формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность. Живое слово учителя всегда было и остается действенным методом нравственного воспитания личности ребенка.
Беседа – вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Основное назначение бесед – привлечь самих школьников к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Беседы могут быть различны по тематике: этические (о нормах поведения человека в обществе), эстетические (о красоте окружающих явлений, человеческих отношений и поступков), познавательные (о космосе, о жизни животных и другие темы, расширяющие круг знаний учащихся).
В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое ОГЛАВЛЕНИЕ тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком.
В воспитательной практике беседы получили самое большое распространение. Однако проведение беседы является далеко не простым делом. Оно требует специальной подготовки и тщательной организации.
Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы. Такое обоснование должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. Чем меньше говорит сам учитель, чем лучше он сумеет перевоплотиться, войти в мир детей, тем успешнее будет протекать беседа. Задачу учителя можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы.
Во время беседы учащиеся являются не пассивными слушателями, а активными участниками обсуждаемых событий. В беседе учитель опирается на чувственный опыт детей, на их конкретные знания. Чтобы проводимые беседы были актуальными для детей, необходимо учитывать личную значимость выбранной для беседы темы; отбирать новые, неизвестные факты и события; постановкой вопросов вызывать интерес у участников беседы, заставлять их думать, анализировать свои знания по данному вопросу и свой жизненный опыт; спорить, выяснять истину с помощью учителя и т.д.
Беседа может проводиться индивидуально, в группах, в коллективе. Особую трудность представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или отсроченной беседой. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу воспитательных воздействий.
Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Выбор темы для рассказа определяется ее актуальностью для класса, уверенностью в том, что она вызовет у детей нравственное доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию. К рассказу как методу воспитания предъявляется ряд требований:
– логичность, последовательность и доказательность изложения;
– четкость, образность, эмоциональность;
– учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10–15 мин – в начальных классах и 30–40 мин – в старших).
Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает детям понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе.
1. Вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа.
2. Раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ нравственных понятий и норм поведения.
3. Представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.
Лекция – это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социального, нравственного, эстетического, экологического и другого содержания. Метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе.
Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы.
Лекция должна раскрывать историю вопроса, современный взгляд и предполагаемые пути решения проблем, затрагиваемых в рамках данного вопроса. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.
Старшеклассники особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль мышления воспитателя, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы, отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому материалу. Необходимо приучать школьников выходить за пределы очевидного, совершать переход от явления к сущности.
Знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивной принадлежностью умственного багажа, а принципом действия, если они получены в результате критической мыслительной работы, прошли испытание на прочность в реальной жизни и деятельности.
Диспут – разновидность спора, в котором воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают какую-либо проблему. Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника, формирующуюся личность которого характеризует страстный поиск смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру, желание сравнивать факты, чтобы уяснить истину.
Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться отложной точки зрения во имя истины.
В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали жизненно значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики.
Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению.
Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера поведения никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит позиция умолчания и запрета. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов, искаженных догадок, неправильных толкований.
Назначение диспута – создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.
Метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Склонность к подражанию объясняется многими причинами: у ребенка еще весьма беден жизненный опыт, нет устойчивых привычек поведения. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового тина, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные действия, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социальнонравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.
Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания готовые образцы, воздействующие па него внешним примером. Его активность носит подражательный характер. Усваивая опыт старших, ребенок часто копирует образ поведения уважаемого человека. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер: их привлекают определенные черты характера другого человека. В юности подражание существенно перестраивается. Оно становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли нравственных и гражданских мотивов.
Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. В качестве примера для младшего школьника могут выступать старшие братья и сестры в семье, отец и мать, дедушка и бабушка, любимый учитель. Важное условие повышения воспитательной силы личного примера взрослых – единство слова и дела. В их словах, отдельных поступках и практических действиях не должно быть расхождений. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции.