Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями
Президент РФ, являющийся Верховным Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ, осуществляет руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства, обеспечение военной безопасности РФ. Президент РФ определяет основные направления военной политики и утверждает Военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в установленных законом случаях объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; издает указы о призыве российских граждан на военную службу и ряд других полномочий (см. ст. 4 Федерального закона "Об обороне").
Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, определяет условия финансовохозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; а также иные установленные федеральным законодательством функции и полномочия по обеспечению военной безопасности (ст. 6 Федерального закона "Об обороне").
Министерство обороны РФ (Минобороны России) согласно Положению о нем, утвержденном}' Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны России организаций.
Основными задачами, которые возложены на Минобороны России, являются:
– выработка и проведение государственной политики в области обороны;
– нормативно-правовое регулирование в области обороны и деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
– координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований, а также деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти и координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
– организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ;
– поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
– осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
– обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
– выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Для выполнения вышеназванных задач Минобороны России как орган управления Вооруженными Силами РФ осуществляет руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы но техническому и экспортному контролю, Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (подробнее см. параграф 26.2). В ведении Минобороны также находится Федеральное агентство специального строительства, а также Минобороны координирует деятельность находящейся в ведении Правительства РФ Федеральной службы по оборонному заказу. Важные функции в области обороны имеет и Федеральное космическое агентство, также находящееся в ведении Правительства РФ.
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) согласно Указу Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.
Руководство деятельностью Спецстроя России осуществляет Президент РФ.
На Спецстрой России возложено выполнение большого числа полномочий, среди которых: организация силами входящих в его состав воинских формирований выполнение для государственных нужд: подрядных работ по капитальному строительству специальных объектов, предназначенных для обеспечения готовности к функционированию органов государственной власти в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения; подрядных работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ; восстановительных работ в организациях, имеющих мобилизационные задания (заказы); строительно-монтажных работ па особо важных для обеспечения обороны и безопасности государства объектах инфраструктуры на протяжении всего их жизненного цикла; организация комплексного рассмотрения и решения вопросов, связанных с внедрением современных технологий, направленных на повышение эффективности строительства объектов в интересах обеспечения обороны и безопасности государства с учетом их специфики и назначения; организация на договорной основе применения военно-инженерных технических формирований специального строительства в целях выполнения строительно-монтажных работ для предприятий и организаций ядерного комплекса, а также для предприятий по хранению и уничтожению химического и других видов оружия массового поражения; организация научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы; разработка программы строительства объектов производственной и социальной сферы на год и на перспективу для нужд Спецстроя России, осуществление строительства этих объектов, контроля освоения капитальных вложений и соблюдения договорных сроков строительства соответствующими подрядчиками; осуществление руководства мобильными подразделениями специального и дорожного строительства для выполнения работ при чрезвычайных ситуациях.
Спецстрой России осуществляет и иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
На Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 604, возложено осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
На Рособоронзаказ возложены функции по осуществлению контроля (надзора): за соблюдением государственными заказчиками, уполномоченными органами, специализированными организациями, операторами электронных площадок, конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну; за соблюдением государственными заказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа, в том числе за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение государственного оборонного заказа, и за выполнением финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам); за соблюдением головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере государственного оборонного заказа; за соблюдением требований технических регламентов и иных обязательных требований, установленных законодательством РФ о техническом регулировании, к продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному оборонному заказу, и к процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения; за обоснованностью заключения государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу и соблюдением условий их выполнения, в том числе в части приемки и оплаты товаров, выполнения работ, оказания услуг; осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством РФ, а также иные виды деятельности.
Общее руководство деятельностью Минобороны России осуществляет Президент РФ. Он же руководит Главным управлением специальных программ Президента РФ (ГУСП), которое согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от 7 сентября 2004 г. № 1146, является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
К полномочиям ГУСП относится: организация обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ; обеспечение в пределах своей компетенции согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций, имеющих мобилизационные задания, в области мобилизационной подготовки и мобилизации; организация обеспечения функционирования пунктов управления государством и Вооруженными Силами РФ и иных специальных объектов мобилизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСП, и объектов их инфраструктуры; организация обеспечения работы, жизнедеятельности и безопасности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителя Администрации Президента РФ, а также иных должностных лиц в соответствии с устанавливаемым Президентом РФ распределением для работы на специальных объектах в период их пребывания на указанных объектах.
В структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, который является Первым заместителем Министра обороны РФ, осуществляет управление деятельностью Генерального штаба и отвечает за поддержание его в постоянной боевой готовности, организует по решению Министра обороны РФ управление Вооруженными Силами, разработку и представляет в установленном порядке Президенту РФ План обороны РФ. Кроме этого он руководит организацией разведывательной деятельности в интересах обороны; переводом Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени; деятельностью органов военного управления по развитию системы управления Вооруженными Силами, обеспечению информационной безопасности и защите государственной тайны в Вооруженных Силах; организацией и проведением мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил, проверок их боевой и мобилизационной готовности; осуществляет также иные полномочия в соответствии с приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Министра обороны РФ.
В состав Генерального штаба Вооруженных Сил РФ входят главные управления, управления, Центральный командный пункт. Основными направлениями деятельности, например Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, являются: участие в определении источников военных угроз безопасности РФ и подготовка предложений военно-политическому руководству государства по вопросам военного строительства; организация разработки Плана обороны РФ; определение основных направлений строительства Вооруженных Сил РФ, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов; стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил РФ; оперативное управление войсками (силами) в мирное и военное время; организация взаимодействия Вооруженных Сил РФ с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы; организация и контроль осуществления в Вооруженных Силах РФ мероприятий антитеррористической деятельности; контроль мероприятий оперативной подготовки Вооруженных Сил РФ; оперативное сопровождение мероприятий военного сотрудничества в формате ОДКБ, СНГ и ШОС, заседаний их уставных органов; участие в формировании предложений в проект Государственной программы вооружения. Главное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ является органом внешней разведки Минобороны России и центральным органом разведки Вооруженных Сил РФ.
Военный округ Вооруженных Сил РФ – основная военноадминистративная единица – является общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности, которые устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил. Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами в установленных границах ответственности с учетом единой системы военно-административного деления территории РФ (п. 1.18 Военной доктрины).
Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 "О военно-административном делении Российской Федерации" в России с 1 декабря 2010 г. создаются четыре вместо шести военных округа:
Западный военный округ – в административных границах Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа;
Южный военный округ – в административных границах Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики, Краснодарского, Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей;
Центральный военный округ – в административных границах Республики Алтай, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Республики Тыва, Удмуртской Республики, Республики Хакасия, Чувашской Республики, Алтайского, Красноярского, Пермского краев, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало- Ненецкого автономного округа;
Восточный военный округ – в административных границах Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского, Хабаровского краев,
Амурской, Магаданской, Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.
Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Министра обороны РФ. Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.
В состав Вооруженных Сил РФ входят также военные комиссариаты, которые согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609, являются территориальными органами Минобороны России в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом через командующих войсками соответствующих военных округов. Руководство военным комиссариатом возлагается на военного комиссара.
К задачам и функциям военных комиссариатов относятся: разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов на основе действующего законодательства; проведение призыва граждан на военную службу; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу; осуществление контроля и оказание необходимой помощи предприятиям и организациям в выполнении федерального законодательства, решений органов исполнительной власти и местного самоуправления по оборонным вопросам и некоторые другие организационные и военно-учетные функции и полномочия.
Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2004 г. № 314, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ в области ракетно-космической техники военного назначения и боевой ракетной техники стратегического назначения, координации работ в части поддержания, развития и использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и международного сотрудничества в области спутниковых навигационных систем, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур, и руководству этими работами.
Роскосмос в установленной сфере деятельности осуществляет, например, такие полномочия: размещение заказов и заключение государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства; осуществление полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Роскосмоса, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; разработка проектов Федеральной космической программы, федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" и других федеральных целевых программ в области космической деятельности; осуществление совместно с Минобороны России размещения государственного заказа на разработку, производство и поставку космической техники двойного назначения и объектов космической инфраструктуры; организацию использования (эксплуатацию) космической техники в целях реализации Федеральной космической программы, федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система" и других федеральных целевых программ в области космической деятельности, а также проведение системных исследований по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с Минобороны России – космической техники двойного назначения; сертификацию космической техники научного и социально-экономического назначения; организация и обеспечение совместно с Минобороны России запусков космических аппаратов социально-экономического и научного назначения и управление ими в полете, а также запуски космических аппаратов военного назначения; совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, закупку серийной космической техники и совместно с Минобороны России ее использование (эксплуатацию); обеспечение совместно с Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развития космической инфраструктуры; обеспечение совместно с соответствующими государственными службами безопасности космической деятельности; проведение работ в установленном порядке по созданию, производству и эксплуатации (применению) космических комплексов; обеспечение отбора и подготовки космонавтов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по тематике пилотируемых космических полетов, экспертизы проектов создания космической техники, проведение испытаний и исследований для обеспечения развития космической техники; совместно с Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в создании и использовании космической техники, реализацию государственной политики в области космической деятельности.
Роскосмос взаимодействует с организациями других государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает в установленном порядке соответствующие международные договоры; финансирует в пределах выделенных из федерального бюджета средств работы по реализации Федеральной космической программы; вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами предложения о предоставлении российским организациям-разработчикам и производителям продукции военного назначения, осуществляющим свою деятельность в сфере ведения Агентства, права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения; участвует в проведении работ по международной стандартизации космической техники; обеспечивает координацию и осуществление сотрудничества с иностранными государствами в рамках соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях; заключает в установленном порядке соглашения (договоры) с зарубежными партнерами, в том числе касающиеся выполнения на коммерческой основе международных космических программ и проектов; определяет в установленном порядке организации, являющиеся разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующие в выполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения.
Роскосмос совместно с Минобороны России утверждает ежегодный план запусков космических аппаратов социально-экономического, научного и двойного назначения, в том числе в интересах реализации международных и коммерческих космических проектов, а также утверждает в установленном порядке программу проведения летных испытаний космических комплексов, акты о приеме в эксплуатацию изделий ракетно-космической техники, осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции осуществляют следующие функции: организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны; участвуют в разработке федеральной государственной программы оперативного оборудования территории и обеспечивают ее выполнение в пределах своих территорий; организуют и обеспечивают воинский учет и подготовку граждан к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации; обеспечивают учет и мобилизационную подготовку транспортных и других технических средств в целях обороны; участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне и ряд других функций, перечисленных в ст. 7 Федерального закона "Об обороне".