Система категорий, понятий и терминов социальной педагогики
Основные понятия: социально-педагогические категории, социальная педагогика, социум, социализация, социальное воспитание, социальное обучение, социальное развитие, социальное образование, социально-педагогическая помощь, социально-педагогические явления, социально-педагогическая деятельность, социальное взаимодействие, социально-педагогический портрет.
Социальная педагогика, как и любая другая область знаний, включает в себя категории, понятия и термины, отражающие важнейшие стороны функционирования науки, воплощенные в социальных услугах, например в деятельности социального педагога семейного профиля, вступающего во взаимодействие с такой семьей с целью оказания помощи в решении ее проблем. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики является важной составной частью теоретических основ этой науки.
Выделение основных категорий социальной педагогики обусловлено необходимостью представить наиболее четко предмет этой науки, создать основу для иерархической систематизации понятий.
Социально-педагогические категории есть не что иное, как обобщенное теоретическое отражение основных связей и отношений, существующих в социальной педагогике. Они представляют собой концентрированное отражение внутренних существенных свойств и закономерностей отношений человека и социальной среды. Социально-педагогические категории существуют в индивидуальном и в групповом (общественном) сознании на теоретическом уровне как субъективное выражение объективного гуманистического содержания бытия.
В сознании личности социально-педагогические связи и отношения предстают в конкретно-чувственной форме. Поэтому у разных людей существует и субъективное понимание некоторых категорий, например социализации, сплоченности, совместимости, адаптации, девиантности и т.д. Каждый специалист в области социальной педагогики сознательно или подсознательно использует социально-педагогические категории в процессе своей деятельности, имеет дело с их реальным ОГЛАВЛЕНИЕм в ходе работы с конкретной личностью или социумом. Специалист любого профиля не может действовать в социальной среде без объективированных в словах категорий. "...Все то, что человек превращает в язык и выражает в языке, – писал Гегель, – содержит в себе, в скрытом ли, спутанном или более разработанном виде, некоторую категорию".
Категории, законы, принципы в любой науке составляют ее каркас, содержательно-логическую структуру. Роль категорий в развитии и функционировании науки исключительно велика, поскольку они являются как выразителями объективного содержания предмета исследования, так и своеобразным инструментом в процессе познания истины.
Анализ теории и практики становления социальной педагогики показывает, что рассматриваемые категории выполняют вполне определенные социально-педагогические функции в работе любого специалиста: являются бесконечными ступеньками познания социально-педагогического компонента образа жизни отдельной личности, группы, различных социально-педагогических процессов и явлений, ей присущих; представляют собой специфический инструмент познания, оставаясь вместе с тем и логическими формами мышления. Социально-педагогические категории представляют своеобразную форму движения взаимопознания от менее глубокого знания к знанию более глубокому. ОГЛАВЛЕНИЕ самой категории, допустим социализации, введенной в научный оборот гуманитарных наук Ф. Г. Гиддингсом, во времени менялось по мере наполнения ее новым ОГЛАВЛЕНИЕм, новым социальным смыслом. Причем ОГЛАВЛЕНИЕ отдельных категорий может настолько меняться от века к веку, что часто одно противоречит другому.
Социально-педагогические категории характеризуются некоторыми специфическими чертами. Во-первых, они широко применимы не только в социальной педагогике, но и в другой области знаний и практики, к ней причастных. Любая концепция, теория, научное положение содержат аксиологический, оценочный момент, так как перед учеными, практическими работниками не может не возникнуть вопрос, во имя чего все делается, исследуется, формулируется: во благо личности или социально-педагогической деятельности, на перспективу или временно?
Поскольку практически вне социально-педагогического воздействия нет сфер общественной жизни, то эти свойства категории исключительно широко применяются в социальной, медицинской, педагогической, правовой и других областях.
Во-вторых, некоторые социально-педагогические категории являются одновременно и категориями психосоциальными, социально-экономическими, социально-правовыми, социально-политическими, медико-социальными, социокультурными и т.д. (взаимодействие, коммуникативность, общение, образ жизни личности, социальный статус, социальные роли, социальные потребности, мотивы, социальные способности и т.д.) в том смысле, что последние содержат в себе значительный объем социальнопедагогического содержания. Само по себе это обстоятельство свидетельствует о синтезирующем характере социальной педагогики, социально-педагогических категорий, способных проникнуть в существо различных явлений. Синтезирующий характер многих социально-педагогических категорий позволяет широко использовать в социальной педагогике при решении проблем социализации личности и другие средства: социально-экономические, медицинские, правовые и т.д.
В-третьих, жизненность, действенность социально-педагогических категорий как социальных аргументов и стимулов, оценочных критериев опираются преимущественно на силу общественного сознания, социальные возможности и потребности различных групп населения.
Проблема социально-педагогических категорий в социальной педагогике является одной из важных. К ней ранее было приковано внимание ученых, активно исследуется она и сейчас. Если содержательная сторона отдельных категорий (общение, социализация, социальное воспитание, сплоченность, совместимость, потребности, мотивы, ценности и др.) изучены весьма глубоко и всесторонне, то проблема их классификации, соотношения, обоснования принципов построения системы категорий выяснена еще далеко недостаточно. Поэтому систему социально-педагогических категорий важно строить в соответствии с традиционным пониманием социальной педагогики как способа возвращения обществу социально активных граждан и психологически здоровых людей.
Какой же представляется эта система?
В отечественной социально-педагогической литературе существует несколько концепций относительно принципа построения социально-педагогических категорий и их классификации. Одна из них сводится к тому, что при классификации понятийно-терминологического аппарата и построения системы педагогических категорий следует исходить из теории предотвращения проникновения в педагогику категорий и понятий из других смежных наук. При этом предлагается установить: какие категории имеют право на "постоянное жительство" в социальной педагогике, а какие – нет.
Другая группа взглядов имеет большое число сторонников и внешне ее аргументация весьма проста и убедительна. Предлагается в основу классификации взять одну из социально-педагогических категорий, которой придать значение фундаментальной. Например, в качестве такой первоосновы предлагаются категории: социализация, воспитание, педагогический потенциал социума, педагогическое взаимодействие, социальная активность личности, общение, образ жизни, социальные потребности, мотивы, социальные ценности и др. Такой подход не является новым. В нем привлекает упрощенный вариант построения социально-педагогической системы: вначале воздвигается фундамент, а затем лишь надстраивается пирамида по принципу актуальности категорий, их взаимосвязи, общности, детерминации и т.п.
Такая схема, полагаем, верна как частный случай. Действительно, на конкретных этапах общественного развития в сфере социальной педагогики та или иная сторона начинает играть особую роль. Скажем, в не столь давние времена в социальной педагогике России был актуален термин "социальная среда", или "педагогизация среды", сегодня довольно широко распространены термины "социально-педагогическая помощь", "педагогический потенциал социума", "социально-педагогические технологии".
Конкретное ОГЛАВЛЕНИЕ всех этих категорий целиком определяется общественным строем, уровнем развития науки, доминирующими интересами и потребностями тех или иных групп населения.
Рассмотренные концепции убедительны и содержательны, но недостаточно учитывают структурную сложность социальной педагогики. В методологическом отношении очень важно соблюсти целостный подход к явлениям морали при всем многообразии ее сторон и отношений. Категориальный анализ социально-педагогического компонента любой профессиональной деятельности позволяет сделать вывод: в основу классификации целесообразно положить структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ самого предмета – модель взаимодействия человека и социальной среды в процессе его жизнедеятельности, а также ее объективированное выражение в делах, поступках и действиях людей.
В таком случае можно выделить четыре группы социально-педагогических категорий: предметно-структурные категории, категории деятельности, категории гуманистических отношений и функционально-поведенческие категории. Первые отражают структуру социально-педагогического компонента жизнедеятельности индивида, вторые характеризуют активность человека по реализации своих возможностей и преобразованию действительности, третьи отражают отношения социального педагога с клиентами, их семьями, а четвертые выражают формы, способы реализации потребностей личности на практике. Поскольку все четыре группы категории (стороны модели взаимодействия человека с социальной средой), а следовательно, социально-педагогической деятельности исключительно органичны и синтетичны, то естественно, что многие социально-педагогические категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако в контексте предметноструктурных категорий любая категория рассматривается несколько иначе, с другим акцентом, нежели в плане гуманистических отношений.
Такой подход к построению определенной системы классифицируемых категорий позволяет подчеркнуть динамичный характер различных сторон социально-педагогического компонента социальной педагогики, обеспечить тесное единство и взаимосвязь всех элементов категориального аппарата.
Первая группа категорий – предметно-структурные категории. Они отражают структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогического компонента жизнедеятельности человека как системы элементов, взаимодействующих личности и социальной среды, как правило, в социально трудной ситуации для личности.
Используя методологический анализ основных концептуальных подходов и трактовок различных аспектов социально-педагогического компонента в сфере человеческих отношений, системно-структурный анализ исследуемой модели, контент-анализ документов Правительства Российской Федерации по вопросам социально-педагогической помощи, архивных документов, научно-исследовательской и учебно-методической литературы, нами было выявлено более 85 различных понятий и терминов, раскрывающих ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогической помощи, составляющих общие контуры теоретической модели взаимодействия человека с социальной средой.
После систематизации полученных данных по ряду оснований (социальные потребности, цели, применяемые способы и средства реализации, конечный результат и т.д.) было выделено 18 категорий социально-педагогической помощи личности (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Значимость (ранг) категорий в деятельности специалистов но социальнопедагогической помощи различных ведомств и учреждений
№ |
Предлагаемые для ранжирования категории |
Представители ведомств, учреждений |
||
образовательного |
государственного |
негосударственного |
||
1 |
Социально-педагогическая помощь |
2 |
2 |
11 |
2 |
Социально-педагогическая поддержка (сопровождение) |
13 |
3 |
12 |
3 |
Социально-педагогическая реабилитация |
16 |
16 |
15 |
4 |
Социально-педагогическая служба |
1 |
1 |
18 |
5 |
Социально-педагогическая профилактика |
15 |
13 |
13 |
е |
Социализация |
3 |
4 |
1 |
7 |
Педагогический (воспитательный) потенциал социума |
4 |
5 |
2 |
8 |
Социальное взаимодействие |
7 |
6 |
3 |
9 |
Социальное воспитание |
5 |
7 |
4 |
10 |
Социальное обучение |
e |
8 |
5 |
11 |
Социально-педагогический анализ |
11 |
10 |
7 |
12 |
Социально-педагогическая деятельность |
8 |
11 |
8 |
13 |
Социально-педагогическая коррекция |
14 |
15 |
14 |
14 |
Диагностика социально-педагогических явлений |
10 |
9 |
6 |
15 |
Социально-педагогическое проектирование |
12 |
14 |
10 |
16 |
Моделирование деятельности специалиста |
17 |
17 |
16 |
17 |
Социально-педагогические технологии |
9 |
12 |
9 |
18 |
Медико-психолого-педагогический консилиум |
18 |
18 |
17 |
В результате опроса социальных педагогов различного профиля и экспертов из числа ученых, преподавателей вузов, практиков, занимающихся рассматриваемой проблемой, было выявлено две точки зрения на структуру этой группы социально-педагогических категорий. Так, на вопрос: "Какие из перечисленных категорий для Вас наиболее значимы в социально-педагогической помощи личности?", полученные результаты ранжирования распределились следующим образом. Для представителей образовательных учреждений наиболее значимыми являются социальное воспитание, социальное обучение, социализация, диагностика социально-педагогических явлений, социально-педагогическое консультирование обучающихся, социально-педагогический анализ, моделирование деятельности специалиста (фрагмента проблемной воспитательной ситуации) и т.д. Для представителей органов социальной защиты наиболее значимыми являются социальнопедагогическая помощь, социально-педагогическая поддержка, социальнопедагогическая служба, социально-педагогическая реабилитация и т.д.
Например, семейные социальные педагоги неправительственных организаций в большинстве своем отдают предпочтение созданию социальнопедагогической системы, социальному воспитанию, социально-педагогическим технологиям как основе всей организаторской деятельности социальных педагогов любого профиля; социально-педагогическому анализу проблемной ситуации; моделированию деятельности специалиста; диагностике социально-педагогических явлений в семье, а также социально-педагогическим технологиям.
Причем значимость ряда категорий в практике социально-педагогической помощи личности оказалась неадекватна потребностям тех или иных специалистов. К числу таких категорий относятся "информационно-аналитическая работа", "социально-педагогическая реабилитация" и др., жизнеспособность которых в современных условиях нередко регламентируется итогом разрешения противоречия между потребностями и возможностями предоставления специалисту необходимых условий работы с клиентом.
ОГЛАВЛЕНИЕ ряда социально-педагогических категорий понимается специалистами по-разному. Это относится к терминам "социально-педагогическая помощь", "социально-педагогический анализ", "социально-педагогическая коррекция" и т.д.
Наличие двух тенденций в отношении к категориям показывает не столько межведомственную противоречивость, сколько возможность по разрешению проблемных ситуаций личности в условиях определенной системы, а также возможность появления совершенно нового вида деятельности. Рассмотрение его категорий позволяет уяснить еще одну важнейшую составляющую социально-педагогической деятельности.
Вторая группа категорий – это категории деятельности, посредством которых представляется функциональная сторона социально-педагогической помощи личности. К этой группе категорий, исходя из обобщенных данных изучения литературных источников по теоретико-методологическим проблемам социальной педагогики, документов, архивных материалов, практики специалистов различных ведомств в сфере социально-педагогической деятельности, относятся:
а) категории, выражающие социально-педагогическую характеристику деятельности специалиста социальной сферы (мотивация деятельности, социально-педагогические трудности, социально-педагогическая готовность к волевому поведению, социальная и профессиональная адаптация, профессиональная пригодность, социальные потребности, социальные способности, профессионально важные качества, социально-педагогическое воздействие, социальная активность, цели и результат деятельности, мера кризисного вмешательства);
б) категории, отражающие социально-педагогический портрет объекта деятельности – личности, социальной группы, коллектива, семьи (образ жизни, образ общения, педагогический потенциал личности, жизненный потенциал личности, воспитательный потенциал педагогического коллектива, семьи, социально-педагогическая травма, социальные девиантности личности, преобладающие групповые настроения, личностные установки и традиции, мотивация жизнедеятельности, потенциальные возможности личности к реабилитации).
Исследованием установлено, что значительная часть этих категорий, регулярно применяемых в реальной практике социального педагога, не нашла еще теоретического обоснования ни в научной, ни в учебной, ни в справочной литературе. Нередко используемые представителями развивающейся в России новой профессии зарубежные источники могут формировать противоречивые представления о конкретной категории деятельности. Так, категория деятельности "мотивация" в словаре по социальной работе Р. Баркера представляется как "физические потребности, желания, отношения и ценности, направляющие поведение в достижении какой-то цели". В то же время, как показывают результаты изучения мотивации социальных педагогов, имеющих 5–10-летний опыт социально-педагогической поддержки, до 84% из них побуждают к этому виду деятельности в большей мере социально значимые потребности и духовные ценности.
Категории этой группы отражают на теоретическом уровне субъективную сторону профессии социального педагога и жизнедеятельности самой личности. В них объективная социальная необходимость выражена в виде конкретных идей о должном и существующем. Вместе с тем рассмотрение данных категорий обеспечения социально-педагогической помощи личности в отрыве от ее взаимодействия с социумом, в которые вступают социальный педагог и личность, педагогический коллектив, семья, создает опасность абстракции, которая может вызвать формализм, равнодушие или негативизм. Поэтому важны анализ и исследование категорий этой группы в контексте глубины отражения ими реальной действительности и силы обратного воздействия на различные социальные, социально-педагогические процессы, действия и поступки людей. Когда социально-педагогические категории отражают конкретное социально-значимое действие и активно воздействуют на него, они помогают глубже раскрыть и усвоить реальные процессы происходящего, помогают управлять ими.
Третья группа категорий – категории социальных отношений. Они отражают широкий спектр отношений личности и социума, например социального педагога с личностью, семьей, своими коллегами, специалистами, наконец, с социумом и т.п. Они отражают и межличностные отношения, в частности взаимоотношения, отношения детей и родителей, членов семьи с социальным педагогом. Раскрытие этих разнообразных, взаимообусловленных отношений возможно посредством таких терминов и понятий, как "взаимодействие", "социальные отношения", "сотрудничество", "дружба", "социальные роли", "социально-педагогический контакт", "межличностный или межгрупповой конфликт", "авторитет", "лидерство", "стиль межличностного общения", "формальные и неформальные отношения", "симпатии – антипатии", "ожидания – притязания", "взаимные оценки" и т.д.
Отношения между отдельной личностью или группой лиц и социальной средой (общественные, межгрупповые (межсемейные) или межличностные) относят к социально-педагогическим явлениям, поскольку чувства, взгляды, убеждения, реализуемые в конкретных поступках юриста, аниматора и т.п., проходят через рациональные элементы познания каждой личности – и объекта, и субъекта отношений. В то же время специфика социальных отношений состоит в том, что в них не просто контактирует индивид с индивидом, а они относятся друг к другу в первую очередь как представители определенных социальных институтов, общественных групп. Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на фундаменте определенного положения, социального статуса, социальной роли, занимаемых каждым человеком в системе социальных отношений. Их сущность – во взаимодействии конкретных ролей социального педагога и клиента.
В плане выполнения своей функциональной роли и социальный педагог, и клиент выражают свои отношения в процессе совместной деятельности. По своей внутренней структуре они представляют способ связи индивидуального сознания и группового (межличностного) поведения. Сложность этих отношений заключается в том, что, будучи по своей сущности идеальными, они проявляются лишь в конкретной социальной практике и социуме.
Категории межличностных отношений наиболее актуальны в социально-педагогической деятельности, вместе с тем и наименее стабильны. Но именно здесь лежит один из самых плодотворных путей решения теоретических проблем формальных и неформальных отношений и выхода на "практику" социального взаимодействия личности и социума.
Четвертая группа категорий – функционально-поведенческие категории. В этих категориях находят выражение процессы объективации социально-педагогического компонента взаимодействия личности с социальной средой в реальных поступках, поведении, в проявлении определенных качеств и специалистов, и их клиентов. Их функциональные состояния отражают категории: "социально-педагогическая адаптация", "социальная дезадаптивность личности", "восстановление социальной активности личности", "развитие воспитательных возможностей индивида", "группы и социума", "эмпатия" и т.д. С помощью этих категорий представляется возможным выразить и собственно качественную сторону социально-педагогической деятельности, находящую отражение в таких интегративных категориях, как приватность, ответственность, эффективность и др.
Например, выявлено, что на формирование условий, придающих процессу восстановления фонового поведения личности ее качественное наполнение, значительное влияние оказывают такие факторы, как социальная приватность (все люди имеют право на социальную независимость, т.е. на право участвовать в жизни социума без вмешательства со стороны); педагогическая ответственность (клиент имеет право на отсутствие неприемлемого воздействия на личность в процессе обучения или воспитания); психологическая приватность (клиент, семья имеют право на отсутствие психологического давления в процессе оказания помощи); физическая приватность (человек имеет право на полное уединение в процессе отдыха, проживания, ухода за собой и т.д.); этическая ответственность перед личностью (конфиденциальность отношений и оберегание личности от психологических травм) и т.д. А это значит, что наряду с вышеназванными существуют категории ответственности (этическая ответственность, социальная приватность, педагогическая ответственность, психологическая приватность, физическая приватность).
Если категории группы "структура и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогической помощи" наиболее полно разработаны в специальной литературе, то категории функциональных состояний исследованы неизмеримо слабее. Это в первую очередь относится к таким категориям, как социально-педагогическая активность, социальное поведение, педагогическая приватность, эффективность социально-педагогических услуг, социально-педагогическая поддержка, ответственность социального педагога и т.д.
Как показывает теория и практика реализации целей и задач социальной педагогики, предложенная классификация социально-педагогических категорий весьма условна, а отнесение той или иной категории к соответствующей группе не всегда обосновывается очевидными признаками. Это объясняется единством и взаимопроникновением всех составляющих социально-педагогического компонента в сущность проблем взаимодействия личности и социальной среды. Единство и взаимопроникновение их состоит в том, что любая из этих категорий может быть выражена лишь посредством других, через другие. Например, категория "социально-педагогическая помощь" может быть выражена с помощью понятий "социально-педагогическое консультирование", "социально-педагогическая реабилитация", "социально-педагогическая поддержка", "социально-педагогическое сопровождение", "социально-педагогическая профилактика" и т.д. Сложные, интегративные категории – "педагогический потенциал социума", "воспитательный потенциал социума" – выражаются посредством понятий "педагогический потенциал социальной деятельности", "педагогический потенциал социальных институтов", "воспитательный потенциал социальных отношений", "воспитательный потенциал личности", "чувства социальной ситуации, сопереживания, социальной синхронности" и т.д.
Подобное замечается и в обыденной жизни. Так, в ходе одного из социально-педагогических исследований большую группу социальных педагогов образовательных учреждений попросили ответить на вопрос: "Что такое социально-педагогическая помощь?" Были получены ответы: "социально-педагогическая помощь" – это "поддержка личности, семьи в социально трудной ситуации", "коррекционная работа с конфликтующими подростками", "реабилитационные мероприятия по устранению девиантного поведения", "просветительская работа по социально-педагогическим проблемам личности, семьи, учебной группы" и т.д. Каждый по-своему был прав, выделив какую-то из сторон данного явления. Синтетичность социально-педагогических категорий объясняется, следовательно, взаимообусловленностью и "накладыванием" реальных социально-педагогических процессов одного на другой. Через призму любой из этих категорий могут быть прослежены и все другие.
Таким образом, в социально-педагогических категориях находят свое специфическое отражение различные явления, существующие в сфере социальной педагогики, в частности – в сфере взаимоотношений личности и социума. При помощи рассматриваемых категорий формулируются положения теории социально-педагогической работы с различными группами учащихся, их семьями, педагогами образовательных учреждений. Специальные категории, раскрывающие сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ социально-педагогического компонента профессиональной деятельности, последовательно соотносятся с установившейся практикой многих видов социальной деятельности, поэтому те категории, которые в наиболее полной мере выражают специфику социально-педагогического аспекта деятельности специалистов социальной сферы различного профиля, можно условно называть социально-педагогическими категориями.
Итак, в данном параграфе изложена система основных категорий и понятий, имеющих методологическое значение для теории и практики социальной педагогики как науки. Ее суть заключается в следующих положениях.
Во-первых, исследование любых проблем помощи личности социально-педагогического свойства может быть успешным лишь при постоянной опоре на теоретические основы социальной педагогики. Они учат нас подходить к социально-педагогическим процессам, присущим отдельной личности или малой социальной группе, как к сложному и противоречивому явлению в общем контексте. Социально-педагогические категории социальной педагогики обозначают истинный вектор на трассе исследований, единственно верные направления при решении конкретных задач помощи личности средствами социальной среды, использовании потенциала социума, поддержании ее социальной активности.
Во-вторых, рассматриваемые категории и понятия, представляя относительно самостоятельную область социально-педагогического знания, являются составной частью социальной педагогики, тесно соприкасаясь в то же время с другими, важными для этого вида деятельности науками – философией, социологией, политикой, культурологией, психологией, экологией, медициной, правом и др. В качестве се методологической основы выступают общая, социальная педагогика и психология, их неотъемлемые части – социальное обучение, социальное воспитание, социальное развитие, учение о личности, деятельности, коллективе, о социализации и о социуме. В целом вышеизложенные категории выражают многоуровневую систему социально-педагогических зависимостей, связей и явлений в условиях специфического вида профессиональной деятельности, обобщенно отраженных в соответствующих понятиях.