Лекция 10. Система государственных органов
К собственным полномочиям Российской Федерации как суверенного государства п. "г" ст. 71 Конституции РФ относит установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.
На основе данного полномочия в стране создана система высших, центральных и территориальных федеральных государственных органов.
В своей совокупности все функции государства должен выполнять государственный аппарат. Он представляет собой систему государственных органов, каждый из которых обладает своими особенностями, но в то же время характеризуется некими общими чертами, признаками.
1. Наличие властных полномочий рассматривают обычно в качестве главного признака государственного органа. Полномочие – это особая правовая категория, обозначающая такое право, которое одновременно является и обязанностью государственного органа[1].
Властное полномочие как бы состоит из двух компонентов. С одной стороны, оно воплощено в праве на принятие общеобязательных решений, а с другой – в праве на применение принудительных мер для обеспечения исполнения этих решений. Например, Президент РФ обладает правом на принятие нормативных указов и вместе с тем он вправе отменить нормативный правовой акт, изданный Правительством РФ, если данный акт противоречит такому указу.
2. Наличие определенной нормами права собственной компетенции. Компетенция – это также особая правовая категория. Она состоит из полномочий и той области, в которой их следует применять, т.е. из предметов ведения. Например, и федеральный парламент и законодательный (представительный) орган субъекта РФ обладают полномочиями по принятию законов, но компетенция у них различна, так как отличаются предметы, которые могут регулироваться федеральными законами и законами субъектов Федерации. Так, в частности, уголовное законодательство – это исключительный предмет ведения Федерации, тогда как административное законодательство относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.
3. Само государство возлагает на государственный орган осуществление от его имени конкретных государственных задач и функций. Это также признак государственного органа. Например, у государства есть внешнеполитические функции. Как глава государства (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ) Президент РФ от имени Российской Федерации принимает участие в их реализации, осуществляя функцию определения внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ) и реализуя в этой связи полномочия по ведению переговоров и подписанию международных договоров (п. "а", "б" ст. 86). Государство посредством соответствующих положений Конституции РФ возложило на Президента РФ эти функции и полномочия.
4. У каждого государственного органа есть организационная структура, установленная нормативными правовыми актами. Например, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ).
5. Каждый государственный орган образуется государством, т.е. в соответствии с государственно-властным решением компетентного органа. Так, Правительство РФ формируется следующим образом: Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ). В свою очередь, Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 112 Конституции РФ), а Президент РФ их назначает (п. "д" ст. 83).
В России, как уже отмечалось, существует система государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Действует она на двух уровнях. О тех органах власти, которые функционируют на уровне Федерации, уже упоминалось. Органы субъектов РФ, хотя и должны создаваться ими самостоятельно, как установлено Конституцией РФ (ч. 2 ст. 11), но во многом их система зависит от федеральной власти. Конституция РФ и Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ обусловили, что государственную власть на уровне субъекта РФ осуществляют глава исполнительной власти (высшее должностное лицо), законодательный (представительный) орган власти и орган исполнительной власти субъекта[2]. Судебная власть на уровне субъектов Федерации представлена конституционными судами и мировыми судьями.
Все государственные органы делятся на органы общей и специальной компетенции. Органами общей компетенции являются те из них, которые вправе и обязаны решать не только вопросы, прямо за ними закрепленные, но и иные – не отнесенные к компетенции других органов власти. Общая компетенция включает функции координации и контроля. Например, общей компетенцией обладают Президент РФ (в области осуществления гарантий Конституции РФ, обеспечения единства системы государственной власти, прав и свобод граждан), Федеральное Собрание (в области законотворчества), Правительство РФ (в области исполнительно-распорядительной деятельности).
Органы специальной компетенции делятся на отраслевые и межотраслевые органы. Отраслевые органы осуществляют руководство одной из отраслей хозяйства (например, Министерство образования и науки РФ, Министерство транспорта РФ). Межотраслевые органы осуществляют координационно-регулирующие, контрольные и методические функции в отношении отраслевых органов (например, Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ).