Система факторов, влияющих на денежный поток
Важнейшей предпосылкой для осуществления эффективного процесса управления денежными потоками служит учет факторов, влияющих на их объемы и характер формирования во времени. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.
В системе внешних факторов основную роль играют следующие факторы.
1. Конъюнктура товарного рынка. Изменение конъюнктуры данного рынка определяет изменение главной компоненты положительного денежного потока предприятия – объема поступления денежных средств от продажи продукции.
2. Конъюнктура фондового рынка. Характер этой конъюнктуры влияет, прежде всего, на возможности формирования денежных потоков за счет эмиссии акций и облигаций предприятия. Также конъюнктура фондового рынка определяет возможность эффективного использования временно свободного остатка денежных средств.
3. Система налогообложения предприятий. Налоговые платежи составляют значительную часть объема отрицательного денежного потока предприятия, а установленный график их осуществления определяет характер этого потока во времени.
4. Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции. Такая практика определяет сложившийся порядок оплаты приобретения продукции – на условиях ее предоплаты; наличного платежа ("платежа против документов"); отсрочки платежа (предоставления коммерческого кредита).
5. Система осуществления расчетных операций хозяйствующих субъектов. Характер наличных и безналичных расчетных операций влияет на формирование денежных потоков во времени.
6. Доступность финансового кредита. В зависимости от конъюнктуры этого рынка растет или снижается объем предложения "коротких" или "длинных", "дорогих" или "дешевых" денег, а соответственно и возможность формирования денежных потоков предприятия за счет этого источника.
7. Возможность привлечения средств безвозмездного целевого финансирования. Такой возможностью обладают в основном государственные предприятия различного уровня подчинения.
В системе внутренних факторов основную роль играют следующие факторы.
1. Жизненный цикл предприятия. На разных стадиях жизненного цикла формируются не только разные объемы денежных потоков, но и их виды.
2. Продолжительность операционного цикла. Чем короче продолжительность этого цикла, тем больше оборотов совершают денежные средства, и наоборот.
3. Сезонность производства и реализации продукции. Этот фактор оказывает существенное влияние на формирование денежных потоков предприятия во времени, определяя ликвидность этих потоков в разрезе отдельных временных интервалов.
4. Неотложность инвестиционных программ. Степень этой неотложности формирует потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока.
5. Амортизационная политика предприятия. Избранные предприятием методы амортизации основных средств, а также сроки амортизации нематериальных активов создают различную интенсивность амортизационных потоков и формирование структуры чистого денежного потока.
6. Коэффициент операционного левериджа. Данный показатель оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что важным аспектом построения системы управления денежными потоками предприятия является учет основных факторов, влияющих на движение денежных средств.