Система экологического права
Под системой экологического права понимается научно обоснованная последовательность расположения эколого-правовых институтов и норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений. Напомним, что правовой институт – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.
Общую часть экологического права составляют институты, содержащие общие положения, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых экологических отношений. К их числу относятся следующие институты:
– экологических прав и обязанностей граждан и их объединений;
– государственного и муниципального управления охраной окружающей среды (включая нормирование, экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и экологический контроль);
– экологического образования, просвещения и воспитания;
– ответственности за нарушение экологического законодательства.
В трудах ряда авторов можно встретить мнение о том, что институтом общей части экологического права является право государственной и других форм собственности на природные объекты, а иногда еще и право природопользования и его виды. С такой позицией нельзя согласиться по следующим причинам.
Экологическое законодательство не содержит норм, регулирующих вопросы собственности на природные ресурсы. В базовом (головном) природоохранном акте – Законе об охране окружающей среды мы не обнаружим не одной нормы, регулирующей вопросы собственности на что-либо. Нет таких норм ни в Законе об экологической экспертизе, ни в Законе о радиационной безопасности, ни в других экологических нормативных правовых актах. Более того, там подчеркивается, что содержащиеся в них экологические требования обязательны для всех субъектов, которым они адресованы, независимо от форм собственности и подчиненности.
Определенного рода исключением из этого правила является Закон об особо охраняемых природных территориях, регулирующий вопросы публичной собственности на такие территории, а также Закон об отходах, регламентирующий вопросы собственности на отходы производства и потребления. Однако думается, что этого недостаточно, чтобы выделять в качестве отдельного эколого-правового института "право собственности на природные объекты". В то же время наличие такого института в природоресурсном праве не вызывает никаких сомнений.
Особенная часть экологического права складывается из институтов и норм, содержащих требования к субъектам экологического права в отдельных сферах деятельности или на определенных территориях, и устанавливающих:
– экологические требования в процессе осуществления отдельных видов деятельности (сельскохозяйственной, промышленной деятельности, требования к строительству и эксплуатации объектов энергетики, обороны и т.д.);
– особенности правовой охраны окружающей среды в городских и сельских населенных пунктах;
– правовое положение особо охраняемых природных территорий;
– правовое положение зон экологического бедствия;
– особенности правовой охраны отдельных видов природных объектов (лесов, вод, земель, атмосферного воздуха, недр, объектов животного мира).
Нельзя согласиться с часто высказываемым мнением о том, что институтом особенной части экологического права является "экологическая безопасность России".
Проблема соотношения терминов "экологическая безопасность" и "охрана окружающей среды" неоднократно попадала в поле внимания ученых. Одни авторы рассматривают экологическую безопасность как составную часть окружающей среды, другие ставят между ними знак равенства, третьи считают, что эти виды деятельности осуществляются параллельно; четвертые включают в ОГЛАВЛЕНИЕ экологической безопасности наряду с охраной окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Необоснованность таких подходов показал в своих трудах Μ. М. Бринчук. По его мнению, нет оснований выделять отношения по обеспечению экологической безопасности как отдельную группу общественных отношений, регулируемую нормами экологического права, наряду с охраной окружающей среды и отношениями по использованию природных ресурсов. Экологическая безопасность – это принцип охраны окружающей среды и природопользования[1].
С таким подходом следует согласиться. Более того, анализ определений "охрана окружающей среды" и "экологическая безопасность", указанных в ст. 1 Закона об охране окружающей среды, позволяет сделать вывод о том, что обеспечение экологической безопасности – это даже не принцип, а цель всей природоохранной деятельности в Российской Федерации. В то же время упоминание в Конституции деятельности (охраны окружающей среды) и ее цели (обеспечения экологической безопасности) едва ли следует признать целесообразным, тем более что применительно к другим отраслям законодательства этого не делается.
Специальная часть экологического права включает международный правовой механизм сотрудничества стран мира по охране окружающей среды.