Система: "человек – техника – среда"
Эта система включает: 1) человека (главное звено); 2) технику (приборы, оборудование, компьютеры, средства связи и т.п.), посредством которой человек осуществляет деятельность; 3) среду, в которой осуществляется операционный процесс. При этом все звенья системы рассматриваются в едином функциональном поле, где ведущее звено принадлежит человеку. Вот здесь способности человека, возможности техники и особенности среды по всем сферам человеческой жизнедеятельности должны оптимально соотноситься в целях повышения эффективности и надёжности функционирования системы, а не превращения её в чуждое социальному развитию образование.
Здесь, прежде всего, важен аспект взаимодействия "человек — техника", так как несмотря на совместное выполнение функций управления человеком и техникой, каждая подсистема подчиняется в работе только ей свойственным закономерностям. Человек — телесное существо и какие-либо невыверенные по отношению к машине действия приводят к человеческой трагедии (например, Чернобыль — трагедия с АЭС; взрыв космического американского корабля "Шаттл" и гибель восьми астронавтов на борту; гибель атомных подводных лодок ВМФ СССР и РФ "Комсомолец" и "Курск"; отдельно стоит проблема применения боевых технических систем в современных войнах как локального, так и регионального масштабов, здесь техника непросто разрушитель, она — уничтожитель человека). Техника — запрограммированное устройство, с его помощью человек осуществляет достаточно сложные манипуляции, находящиеся иногда за пределами человеческих возможностей (в ядерных реакторах, при больших ускорениях и огромных температурах).
Но человек всегда должен оставаться ведущим в этом процессе, просчитывать его последствия. Иначе катастрофы искусственной среды неизбежны, вернее катастрофы в искусственной среде, которая может выступать как деструктивный фактор для человека.
Существует мнение, что безлюдная технология якобы исключает человека из операционного процесса и тем самым снимается проблема "человек — техника — система". В действительности это не так. В любой автоматизированной, роботизированной, компьютеризированной системе имеются несколько типов деятельности человека, существа телесного:
- он создаёт эти системы;
- задаёт и координирует программы;
- наблюдает за системой, проводит её обслуживание и осуществляет контроль;
- вмешивается в технико-технологический процесс, когда действия системы превышают заданные параметры и могут быть чреватыми катастрофой;
- организует дублирование процессов в ручном режиме.
В искусственной, созданной человеком, среде функционируют свои закономерности. Человек, как существо телесное, обязан их познать и следовать им, не допуская отклонений, чреватых для него негативными последствиями.
В этом же ракурсе сделаем некоторые суждения о компьютеризации человеческой деятельности.
Компьютеризация внесла существенные изменения в совершенствование искусственной среды обитания человека: от быстрого приготовления пищи до полётов в космос. С одной стороны, компьютер облегчил человеку процесс деятельности. С другой — он вторгся в телесность человека — моделирует его жизнь и смерть, прогнозирует рождаемость, половые признаки, изменяет наследственность (генная инженерия). Хорошо это или плохо?
Ответы здесь далеко неоднозначны. Условно их можно представить пропорционально: 50 на 50. Но то, что происходит деструктивность телесности человека — факт. Зададимся вопросом: "Какой человек был более всего ценен в XIX — начале XX в."? Ответ: "Здоровый, крепкий и с румянцем на щеках". То есть — телесный человек. Потому как, он работящий, энергичный, способный произвести многочисленное потомство и продолжительное время продуктивно трудиться. В век компьютеризации подходы изменились: телесность человека становится не столь уж ценной, тем более что её можно коррелировать: хирургические подтяжки кожи, силиконовые вшивания, удаление жировых прослоек, "накачивание" мышц посредством биостимуляторов и т.п.
Параллельно возникла и проблема Интернета.
Вовлечение человека в искусственную, в виртуальную среду объективировано ходом естественнонаучного процесса и происходит посредством ряда факторов, одним из которых является такое технико-технологическое, информационное явление как Интернет. На сегодняшний день с этой данностью считаются, но виртуальным эффектом Интернета обеспокоены различные социальные институты: образовательные, научные, медицинские, а также Русская Православная Церковь. Дело в том, что посредством Интернета может происходить манипулирование сознанием индивида, а также человека-массового, то есть "зомбирование" его по определённым параметрам. В то же время надо учитывать, что люди получили через Интернет возможность широкого общения и получения информации, причём, в короткие сроки. Поэтому к этой проблеме стоит подходить диалектически, учитывая объективные плюсы и минусы виртуальной реальности. В частности, о минусах. В последние годы специалисты всё чаще стали говорить о новом душевном заболевании — так называемой интернет-зависимости. Её синдром проявляется в том, что люди могут буквально сутками находиться в сети Интернета, не замечая ни времени, ни окружающих. Были фиксированы даже случаи летального исхода, в частности, в Японии. Особенно этому синдрому подвержена молодёжь. По данным российских социологов, компьютерно-игровая зависимость обнаруживается у 10—14% подростков, постоянно находящихся перед мониторами в игровых залах. В этом смысле можно сказать, что Интернет — некий техномонстр. Он обладает эффектом эйфории, который проявляется в том, что способствует человеку, погружённому в виртуальное пространство, преодолеть внезапную или запущенную стрессовую ситуацию. Выжить же в виртуальном мире с его многочисленными искушениями могут лишь те, кто обладает достаточным духовным потенциалом. Такие индивиды есть, но их в сети немного, а большинство — те, кто неспособен самостоятельно оградить себя от мнимых соблазнов. В большей степени склонны к влиянию Интернета — интроверты, потому что этим людям труднее поддерживать контакты с новыми собеседниками и они устремляются в интернет-сеть в поисках нестандартных впечатлений. Экстраверты, напротив, чувствуют себя в общении очень уверенно, поэтому Интернет для них — развлечение. Они более склонны к зависимости от других технических устройств, в частности, мобильных телефонов, которые расширяют круг их общения, а также способствуют созданию иных виртуальности возможностей — это другая, но не менее серьёзная технико-социальная проблема. В целом проблема Интернета не так проста, как может показаться, всемирная паутина способна постепенно менять характер мышления человека, его сознание и психику, и, соответственно, образ его жизни. Возможно формирование виртуального мировоззрения у людей, погружённых в киберпространство, но живущих в реальном мире. Уже сегодня в наш лексикон входят компьютерные понятия и постепенно превращаются в метафоры: "перезагрузка", "апгрейт", "зеркальный сайт", "повторное посещение", "скачивание" и т.п. Они воспринимаются не только в техническом, но и в социальном смыслах. Изменённая речь способствует размыванию чувства реальности у пользователя и виртуализации его сознания. Кроме того, в киберпространстве размножаются разнообразные виртуальные сообщества, которые ведут собственную виртуальную жизнь по своим условным правилам и паролям, соответственно формируется их виртуальное мироощущение и миропонимание, которое в какой-то момент может показаться им вполне реальным. Суть в том, что конкретный индивид, погружаясь в киберпространство, в виртуальный мир, отражает в своём сознании его символику, которая остаётся в его реальном сознании, закрепляется в психике. Психика, сознание реагируют и хранят виртуальные ощущения и символы. Накапливаясь, они становятся индивидуальным "Я" и человек виртуальное переносит в реальное. Оно "входит" в личность человека, формирует его качества, определяет поведение. Хорошо, если это положительные ощущения и символы, но есть и явно негативные. Тогда индивид не может справиться с охватившими его виртуальными ощущениями, символами, и постепенно становится маниакально-депрессивным, меняется сущность личности. Когда технологические новшества становятся глобальными, как это происходит с Интернетом, человек может постепенно превратиться в киборга. Учёные всё больше рассуждают о вживлении человеку индивидуальных чипов, несущих информацию о нём и способных помочь ему в конкретной ситуации посредством управления из специального центра, в т.ч. и через Интернет. В будущем сеть Интернета планируется применять для управления практически всеми бытовыми и промышленными процессами — от простейших домашних приборов до функционирования энергетических систем. И это не предел. Перед человечеством стоят серьёзнейшие проблемы его дальнейшего планетарного и вселенского бытия. Человек на Земле невечен, как и Земля в галактике, потому как есть объективные процессы, присущие Вселенной, в силу этого Интернет может быть прелюдией информационного характера, способствующей перспективному осмыслению бытия человечества.