Система абонементов

Располагая годовой афишей (с привязкой концертов/спектаклей к точным календарным датам) и клиентской базой данных, филармония/театр обладает необходимыми условиями для создания у себя системы абонементов.

Клиентская база данных хранит сведения о том, когда и какие концерты посетил каждый слушатель, какие скидки получил, какие внес пожертвования, какими абонементами пользовался и т.д. База данных связана с помощью компьютерной системы с работой кассы и уполномоченных по распространению билетов, что позволяет высчитать показатель посещаемости. На основе базы данных осуществляются телемаркетинг, рассылка информации по электронной почте (этой работой занимаются волонтеры). База данных дает возможность структурировать постоянную аудиторию по разнообразным признакам:

по возрасту;

уровню образования;

интересам;

уровню активности и т.д.

Исходя из этой классификации и из творческих планов филармонии, специалисты разрабатывают абонементы на предстоящий сезон.

Система абонементов обеспечивает постоянный рынок сбыта, стабильную часть дохода. Абонемент включает серию концертов (от трех до шести), объединенных одной тематикой.

На заметку

Для потребителя он привлекателен тем, что дает возможность сэкономить деньги (абонемент значительно дешевле суммы отдельно взятых билетов па концерты, действует целая шкала различных льгот и скидок) и время (один акт заблаговременной покупки вместо нескольких).

Кроме экономических мотивов существует и мотив престижности покупки абонемента: вхождение в элитный круг публики, объединяющий истинных знатоков и ценителей искусства. Важно и то, что от аудитории не скрываются и мотивы самой филармонии, предлагающей широкий выбор абонементов. На официальном сайте Свердловской государственной академической филармонии в соответствующем разделе посетитель может прочитать объявление:

"Мы надеемся также, что истинные друзья филармонии подвигаются к решению о покупке абонемента еще по одной причине — чтобы поддержать филармонию (и все классическое музыкальное искусство в ее лице). Ведь именно продажа абонементных серий делает наше существование более стабильным, планирование концертов — более творческим и уверенным, а сезоны — более насыщенными и разнообразными"[1].

В настоящее время многие филармонии и театры внедряют систему онлайн-продаж, когда купить билеты и абонементы можно с помощью интернет-сайта организации. Это дает еще одно преимущество: зайдя на сайт, посетитель может оценить и ту масштабную работу, которую для него уже проделала организация. Так, на сайте Свердловской филармонии размещена вся информация об абонементах (одно их количество внушает уважение — 77 (!) в 2014 г.), а интерактивные ссылки открывают яркие, привлекательные афиши и сообщают о произведениях и исполнителях, занятых в абонементных концертах.

Кроме обычных абонементов, Свердловская филармония предлагает слушателю приобрести личный абонемент, программу которого он составляет сам из концертов полусезона, и суперабонемент, т.е. абонемент на все концерты полусезона с закрепленным за пользователем местом в зрительном зале. В зависимости от количества концертов держатель абонемента получает скидку.

Еще одним инструментом привлечения публики в этой филармонии является дисконтная система. Она включает три дисконтных клуба — массовый, профессиональный и личный. Личный клуб интересен тем, что сам покупатель карточки становится сто основателем. Это порождает дополнительный эмоциональный стимул (на карточке выгравировано имя его "основателя") к распространению дисконтных карт среди его друзей и знакомых.

Все эти мероприятия — система абонементов, дисконтные клубы, членство в Лиге друзей — дают филармонии "гарантированный сбыт продукции".