Систематичность и последовательность
Данный принцип опирается на следующие научные положения, играющие роль закономерностей эдукации:
1) человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, предстающая как система взаимосвязанных понятий;
2) универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение;
3) система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся;
4) процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем больше результатов, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов;
5) если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются;
6) если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они будут постоянно испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности;
7) если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения правил обучения, важнейшими среди которых являются следующие.
1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Разделяйте ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учеников.
2. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения. Если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
3. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний: а) установите объект и предмет (природы и научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) покажите границы ее применения.
4. Используйте передовые достижения методики обучения: вместе с учениками составляйте опорные конспекты, структурно- логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
5. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
6. Не добавляйте к объяснению нового материала ничего кроме того, что вступает в ассоциативные связи с ним легко, просто и естественно. Идеи, искусственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. С учетом данной закономерности планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с ОГЛАВЛЕНИЕм обучения и возможностями школьников.
7. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а ее формирование – также чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.
8. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письменных работах, приучайте их к систематическому анализу собственных ошибок.
9. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.
10. Глубокие истины превращаются в банальности, если усваиваются поверхностно. Качественным можно назвать учебно- воспитательный процесс, в котором присутствуют мысль, мораль, чувство.
11. Не стремитесь с помощью чрезмерно "хитрых" средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения школьники могут усвоить на протяжении нескольких занятий.
12. Не забывайте совет Я. А. Коменского: все должно находится в неразрывной последовательности, так чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.