Синтоизм

Синтоизм (от яп. синто – путь богов) – религиозно-мифологический и ритуально-практический комплекс, связанный с почитанием богов ками; религия Японии, основанная на почитании божеств природы и духов предков. Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают, в качестве ее религиозной основной практики магические действия. Шаманы, непосредственно осуществлявшие связь с духами (ками), пользовались большим влиянием. Древние японцы наделяли лидеров своего рода шаманистскими чертами. Это подтверждают данные не только "Кодзики" и "Нихонги" (упоминается императрица Дзингу, поведение и действия которой близки к шаманской практике), но и данные китайских летописей (сведения о царице Химико). По мере выделения знати шаманы потеряли свою первоначальную политическую власть. Синтоизм как учение складывался начиная с VII– VIII вв. под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Данная религия не имеет фиксированной догматики и канонического священного писания. Ее основными источниками считаются мифолого-летописные своды "Кодзики" ("Записи о деяниях древности", 712) и "Нихон секи" ("Нихонги", "Анналы Японии", 720), а также "Фудоки" ("Описания обычаев земель", VIII в.); молитвословия порито и указы сэмме (сохранились в составе церемониальных уложений и летописных текстов); памятники древней и средневековой японской поэзии (антология "Манъёсю" и др.), прозы (моногатари), дневниковой литературы и др. Отдельные аспекты практики синтоизма восстанавливаются по данным археологии и этнографии. Различается храмовый, школьный и народный синтоизм.

Природа человека определяется наличием невидимой, отличной от тела души – тама, аналога или зачатка ками в человеке. Возникновение людей мыслится скорее в терминах порождения, нежели сотворения. Люди делятся на потомков небесных богов, потомков "внуков небесных богов", потомков земных богов или потомков чужеземцев. Наряду с родовыми богами – удзигами – существуют "человеческие" боги – хигогами, т.е. божества, выбирающие своим местопребыванием тело отдельного человека (их присутствие проявляется в одержимости и составляет основу различных шаманских практик). Коллективно-родовой характер синтоизма сказывается в пристальном внимании к ситуации рождения человека, его вступления в общину (инициация), к поддержанию его жизни (хозяйственная обрядность, лекарская магия) и в сравнительно безразличном отношении к смерти отдельного человека (погребение и посмертная судьба традиционно находятся в ведении буддизма). В то же время почитание предков как своего рода коллективных защитников семьи и общины – существенная часть культа синтоизма. Особо выделено почитание грозных зловредных духов – горе (душ людей, погибших злой, насильственной или несправедливой смертью). В ряде случаев дух умершего человека становится общим почитаемым ками (поэт IX в. Сугавара Митидзанэ, обожествленный как Китано-Тэндзин, покровитель учености и изящной словесности; солдаты Первой и Второй мировых войн, почитаемые как божества святилища Ясукуни). Тама, душа, есть не только у человека: ее вместилищем (местом невидимого пребывания божества) может стать священный предмет, камень, дерево, остров, участок побережья; особый круг верований связан с "душой слова" (котодама)[1].

Заключение

Около 60 веков назад, в IV тысячелетии до н.э. на берегах Нила, Тигра, Ефрата, Инда возникли первые цивилизации, т.е. такая ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Родоплеменные сообщества заместились государственным объединением людей. Все это сказалось и на характере религиозных верований. У религии появились новые функции: она взяла на себя обязанности интеграции и регулирования в обществе, которое отличалось социальным разобщением. Отныне религия участвует не только в политических борениях, но и в социальных катаклизмах.