Синкретизация
В конце V – начале VI в. в Центральной Японии усилилась борьба между главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизировался процесс перехода от раннеклассового общества к раннефеодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла во взаимоотношениях родов Cora и коалиции военного клана Мононобэ с жреческим – Накатоми. В стремлении к власти Cora использовали иноземную религию – буддизм.
Первые упоминания в источниках о проникновении буддизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкчё, прибывшее в Ямато (центральная часть острова Хонсю), преподнесло царю несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакья-Муни. Сведения о буддизме были известны населению Ямато гораздо раньше.
В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи культа Неба нашли благодатную почву для восприятия и в среде царской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое "неземное", "божественное" происхождение. Стремлению к власти родовых кланов в полной мере соответствовала этическая программа конфуцианства. Особое внимание японцев привлекал в конфуцианской этике принцип сыновней почтительности и сыновнего долга – для низших слоев этот принцип реализовался в культе предков, для высших – в беспрекословном и всеобъемлющем подчинении подданных "божественной" династии правителей.
Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретном воспроизведении на японской почве заимствованных с материка государственных институтов. Но в борьбе за власть для Cora приоритетным стал буддизм. С 587 г. начинается его активное распространение, строятся многочисленные буддийские монастыри и храмы. Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами, что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелить от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла.
В обширном пантеоне синтоизма к этому времени появилось деление богов на "небесных" и "земных", отражающее стремление царей Ямато укрепить свой религиозный престиж: "небесные" боги, проживающие в "Небесной стране", объявлялись прародителями царского дома, "земные" – прародителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхисаттвы, естественно, вошли в этот пантеон как новые боги.
В то же время сфера отношений разных слоев населения и природы принадлежала синто. Синто, возникшее как религиозная практика землевладельческой общины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм же имел в виду отдельного человека, апеллировал непосредственно к личности. Местные верования и буддизм поделили жизненную практику японца: светлые, радостные события – рождение, вступление в брак – остались в ведении родовых богов, возглавляемых "солнечной" богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию "возрождения", "спасения в раю Будды".
Так постепенно происходило слияние двух религий – синкретизация, в японской терминологии "рёбусинто" – "путь буддизма и синто". Правительственная деятельность оказывала официальную поддержку местным культам. В кодексе законов "Тайхорё" (701 г.) отмечалось создание специального ведомства дзингикаи (Управление по делам небесных и земных божеств), в функции которого входили синтоистская обрядность во время государственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупных государственных святилищ.
Другим способом поддержки взаимодействия двух религий были правительственные указы о местных ками – как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку происходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой главной и сокровенной церемонии, как "вкушение плодов нового урожая". Показательно и сооружение громадной статуи Будды Вайрочаны при строительстве храма Тодайдзи в Нара, когда перед началом работ испросили "совет" у Аматэрасу. Местные синтоистские боги "подсказали" место на севере страны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото.
Но высшей формой религиозного синкретизма стала концепция "хондзи суйдзяку", согласно которой божества синтоистского пантеона могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхисаттв. Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением Будды "Бриллиантового света" Вайрочаны.