Символический интеракционизм
Эта микросоциологическая теория возникла как реакция на недооценку, в частности – в рамках психологического знания, социальных факторов в развитии психических процессов, человеческого поведения в целом. Символический интеракционизм акцентирует внимание на анализе социального взаимодействия преимущественно в его символическом смысле. Основываясь на убеждении, что природа человека и упорядоченность общественной жизни являются продуктами социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, их постоянного взаимоприспособления, сторонники этого направления рассматривают социальное взаимодействие (интеракцию) как такую, которая происходит не по схеме "стимул – реакция", а опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый участник взаимодействия придает соответствующие значения (такими символами могут быть выражение лица, жест, интонация, поза, расстояние между людьми и т.п.). Особое внимание представители этого направления уделяют анализу языка – главного символического "медиума" взаимодействия.
Непрерывный коммуникативный процесс, благодаря которому индивиды и группы через взаимное приспособление включаются в согласованные действия, является, с точки зрения представителей символического интеракционизма, реальным общественным бытием человека. Символическому интеракционизму присуще видение социального процесса как такого, который производит и изменяет социальное значение, постоянно определяет и переопределяет ситуации взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения изменяется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности.
Большое значение для становления теории символического интеракционизма имело творчество американского социолога и социального психолога Чарльза Хортона Кули (1864–1929), который считал, что общество может существовать только на основе взаимодействия личностей, их коммуникации. При этом человеческое взаимодействие Кули рассматривал как отношение между представлением о партнере по коммуникации и индивидуальным самосознанием, а общество трактовал как отношение между "идеями личностей".
Наиболее весомым вкладом в развитие символического интерак- ционизма является творчество американского психолога, социолога и философа Джорджа Герберта Мида (1863–1931). Именно Мид заложил теоретические и методологические основы теории символического интеракционизма (сам термин "символический интеракционизм" был предложен его учеником Г. Блумером в 1937 г.). По Миду, любое межличностное взаимодействие как основополагающая основа существования общества предполагает владение символической системой, прежде всего языком, позволяет человеку через символы увидеть себя в мире и создать новые символы.
Обычно выделяют две школы символического интеракционизма – Чикагскую (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и другие) и Айовскую (М. Кун, Т. Партленд). Первой присущ интерес к процессуальному аспекту взаимодействия, к моменту становления социальных вещей и явлений; вторая акцентирует внимание на изучении стабильных, постоянных символических структур. Полемизируя с макросоциологами, интеракционисты упрекали их в том, что они оперируют "пустыми" абстракциями (типа "культура", "социальная структура", "социальное развитие" и т.п.).
Неправомерность применения этих понятий в контексте социологического анализа общества представители символического интеракционизма видели в том, что соответствующим им феноменам приписывается статус реалий, которые якобы существуют вне контекста поведения конкретных индивидов и выступают определяющими факторами этого поведения.
К символическому интеракционизму примыкает так называемый социодраматический подход, сторонники которого (К. Берк, Э. Гоффман, X. Данкен) трактуют социальную жизнь как реализацию "драматургической" метафоры, анализируя взаимодействие в таких терминах, как "актер", "маска", "сцена", "сценарий" и др. Так, в основу концепции Эрвинга Гоффмана (1922–1982) положена идея игры как неоспоримой предпосылки существования людей в обществе, как необходимого способа социальной жизни.